Диагностика сенсорной депривации обозначает. Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей. Депривации и их последствия

Сенсорная депривация

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. ). С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокаме ре, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см. ) переживаниях , что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения , к-рые определенным образом воздействуют на образную . Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции . По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, , ), к-рые на короткое время сменяются эйфорией , раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см. ). Нарушается ритм сна и бодрствования , развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления , что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций . В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см. ) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сенсорная депривация Этимология.

Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение и англ. deprivation - лишение.

Категория.

Резкое уменьшение поступающей информации.

Специфика.

Может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В экспериментальных целях достигается при помощи различных технических приемов (например, за счет погружения в аморфную среду или нахождения в замкнутых кабинах малого объема). В подобных условиях проявляются побочные следствия в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, нарушается цветовое восприятие и восприятие глубины и константности размеров предметов (предметы кажутся нарисованными на одной плоскости), происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации.

Синоним.

Сенсорная изоляция.

Литература.

Solomon P. Sensory Deprivation. Cambrige, 1961;

Сиффр М. Один в глубинах земли. М., 1966

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "сенсорная депривация" в других словарях:

    Сенсорная депривация - частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более… … Википедия

    Сенсорная депривация - уменьшение потока импульсов в центральную нервную систему человека от органов слуха, зрения, обоняния. Возникает в условиях изоляции человека или группы людей в замкнутом пространстве (подводной лодки, глубоководном аппарате и т. п.). Может… … Морской словарь

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата). Сенсорная изоляция, информационный голод, недостаточность общения. Наблюдается в экстремальных ситуациях (длительное одиночество человека в тайге, в пещере, океане и т.п.). Изучается при экспериментальном… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата) – естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно… …

    СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - Описание ситуации, естественной или экспериментально созданной, в которой имеется значительное сокращение поступающей сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть приятными и расслабляющими; длительные… … Толковый словарь по психологии - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (см. психология экстремальная). Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании… … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорная изоляция - Сенсорная депривация частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух … Википедия

    Депривация - (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.). О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ. Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века. В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации. Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций. Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение. В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов. Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются. Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека. Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми. Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит. В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.). Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений. Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д. Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах. В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма. Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья. Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя. Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.). Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Депривация – это состояние психики индивидов, спровоцированное потерей возможности ублажения основополагающих жизненных потребностей и нужд, например, половое влечение, прием пищи, сон, жилище, общение дитя с родителем, или утратой благ, жизненных условий, привычных для конкретного индивида. Представленный термин произошел от англоязычного понятия, которое означает лишение или потерю. При этом данный термин обладает негативным смыслом, яркой отрицательной направленностью и в себе несет не просто потерю, а именно лишение нечто очень значимого и жизненно необходимого.

Депривация это в психологии означает недостаток сенсорных побудителей и социальных мотивов, лишение индивида общественных контактов, живых ощущений и впечатлений. Понятие «депривация» является родственным (хотя и не тождественным) термину « » со стороны содержательно-психологического смысла. Депривированное состояние в сравнении с фрустрационной реакцией значительно более тяжелое, болезненное, нередко даже личностно разрушающее состояние. Оно выделяется максимально высоким градусом жесткости и постоянства. В разнообразных бытовых ситуациях и жизненных обстоятельствах совершенно разные потребности могут оказаться депривированными.

Виды депривации

Депревированные состояния обычно подразделяются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Наиболее часто выделяют именно 4 разновидности данного состояния психики, в частности: стимульную или сенсорную, когнитивную, эмоциональную и социальную. Большинство авторов придерживается именно нижеприведенной классификации.

Сенсорная или стимульная психическая депривация представляет собой понижение количества сенсорных мотивов либо их ограниченная вариативность и модальность. Нередко сенсорная депривация может описываться термином «обедненная среда», другими словами, среда, в которой субъект не получает необходимое количество зрительных стимулов, слуховых импульсов, осязательных и прочих побудителей. Эта среда может сопутствовать детскому развитию, а может включаться в обыденные ситуации взрослого индивида.

Когнитивная депривация или депривация значений возникает вследствие чересчур изменчивого, хаотичного устройства внешнего мира, который не имеет четкого упорядочения и конкретного смысла, что не дает возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне.

Когнитивную депривацию еще называют информационной. Она препятствует формированию адекватных форм окружающего мира. Если индивид не получает нужные данные, представления о взаимосвязях, наличествующих между предметами или событиями, то он создает «ложные связи», вследствие чего у него появляются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация заключается в недостаточности возможностей установления к какой-либо личности интимно-эмоционального отношения или распад связи, если она ранее была создана. С данным видом состояния психики могут сталкиваться индивиды в разном возрасте. Зачастую к детям применяют термин «материнская депривация», тем самым акцентируя важность для малышей эмоциональной связи с родительницей, дефицит или разрыв которой ведет к цепочке нарушений психического здоровья крох. Так, к примеру, депривация детей сирот состоит в разлуке с родителями и может быть, как материнской и патернальной, то есть отцовской.

Социальная депривация или депривация идентичности состоит в ограничении возможностей для освоения независимой социальной роли.

Социальной депривации подвержены малыши, живущие в детских домах либо обучающиеся учебных заведениях закрытого типа, взрослые лица, изолированные от социума или имеющие ограничение в контактах с другими индивидами, пенсионеры.

В обычной жизни перечисленные виды депривации могут переплетаться, объединяться, являться следствием другой.

Кроме вышеперечисленных видов депривации, существуют также и другие. К примеру, двигательная депривация возникает тогда, когда индивид сталкивается с проблемой ограничения в движениях вследствие перенесения травмы либо болезни. Данный вид состояния не относится к психическому, но оказывает сильное воздействие на психику личности.

Помимо видовой классификации, выделяют формы проявления депривации – явные или скрытые. Очевидный характер имеет явная психическая депривация (например, пребывание личности в социальной изоляции, продолжительное одиночество, нахождение малыша в детском доме), то есть в культурном разумении это видимое отклонение от устоявшейся в социуме нормы. Скрытая или частичная является не такой явной. Она зарождается при внешне благоприятных обстоятельствах, которые все же не предоставляют возможности удовлетворения фундаментальных потребностей для индивидов.

Таким образом, депривация это в психологии представляет собой многоаспектное явление, которое затрагивает различные области человеческой жизни.

Депривация сна

Дефицит или полное лишение возможности удовлетворения основополагающей потребности во сне. Возникнуть из-за расстройства сна вследствие наличия болезни, как результат осознанного выбора или по принуждению, например, в качестве пытки. Нередко при помощи сознательного лишения сна успешно поддаются терапии депрессивные состояния.

Человеческие индивиды не могут постоянно не спать. Однако ему по силам свести этот процесс к минимуму (например, до пары часов в сутки) – частичная депривация сна.

Тотальная депривация сна представляет собой процесс лишения сна в течение как минимум нескольких суток.

Также существуют определенные методики применения депривации в качестве лечения. Однако по сей день существует множество споров по поводу полезности применения депривации в качестве терапевтического средства. Так, к примеру, она приводит к уменьшению секреции соматотропного гормона, который отвечает за переработку калорий в мышечную массу. При его дефиците калории трансформируются не в мышечную ткань, а в жировую.

Депривация сна характеризуется наличием нескольких основных этапов. Начальный этап, длительность которого составляет от одних до шести суток, и характеризуется постоянной борьбой индивида со сном. Люди пытаются погружаться в сон на довольно короткий промежуток времени (не более двух часов). И главным тут является не сорваться, сохраняя психологическое спокойствие. С этой целью индивиды стараются разнообразить свою деятельность, заняться чем-то ранее неизведанным и интересным. При выборе нового дела предпочтение отдают не монотонному, а более активному занятию. Нужно понимать, что в течение начального этапа индивидов может преследовать нервное напряжение, эмоциональные расстройства, плохое самочувствие. По окончанию начального этапа плохое самочувствие уходит. Следующим этапом, длительностью до десяти дней, является шоковая терапия. Второй этап характеризуется расстройствами сознания: человеческие особи будут казаться роботами, могут наблюдаться нарушения в восприятии окружающей реальности, в когнитивной сфере также могут появляться сбои. К примеру, индивид может забыть, что случилось мгновение назад, или путать прошлое и настоящее. Возможна легкая . Данный этап характеризуется постоянной бессонницей, к которой уже организм адаптировался. Работа всех систем обостряется, а процессы ускоряются. Наблюдается более отчетливое восприятие мира, обостряются чувства. Если продолжать и дальше лишать себя сна, то наступит третий этап, который считается довольно опасным для здоровья индивидов. И знаменуется он возникновением зрительных .

Сегодня врачи успешно применяют методику депривации сна для выведения людей из глубочайшей . Суть метода заключается в постепенном изменении цикличности сна: уменьшении количества времени пребывания во сне и увеличении периода бодрствования.

Депривация сна, как полагает большинство медиков, избирательно воздействует на определенный участки мозга, отвечающие за впадение людей в депрессивные состояния.

Сенсорная депривация

Частичное либо абсолютное лишение одного анализатора или нескольких органов чувств воздействия извне называется сенсорной либо стимульной депривацией. К самым простым искусственным средствам, вызывающим состояние утраты восприятия, относятся ушные затычки или повязка на глаза, убирающие либо уменьшающие воздействие на зрительный или слуховой анализатор. Существуют и более сложные механизмы, отключающие одновременно несколько анализаторных систем, например, обонятельную, осязательную, вкусовые и температурные рецепторы.

Стимульная депривация с успехом применяется в различных психологических экспериментах, нетрадиционной медицине, БДСМ играх, медитациях и в качестве пыток. Расслабляющим эффектом обладают короткие периоды депривации, так как запускают внутренние процессы подсознательного анализа, упорядочивания и сортировки информации, самонастройки и стабилизации психической деятельности. Между тем длительное лишение внешних побудителей может спровоцировать чрезмерное беспокойство, галлюцинации, депрессивное состояние и асоциальное поведение.

Ученые из университета Мак-Гилла в пятидесятых годах двадцатого столетия предлагали добровольцам пробыть максимально длительный период времени в специальной камере, ограждающей их от внешних импульсов. Испытуемые располагались в небольшом замкнутом пространстве в лежачем положении, в котором все звуки перекрывались однообразным шумом мотора кондиционера. Их руки были вставлены в специальные картонные муфты, а глаза закрыты затемненными очками, пропускающими лишь слабый рассеянный свет. Выдержать данный эксперимент большинство испытуемых было неспособно дольше 3 дней. Это связано с обращением человеческого сознания, лишенного привычных внешних раздражителей, в глубины подсознательного, из которого начинали всплывать довольно причудливые и самые невероятные образы и ложные ощущения, напоминающие испытуемым индивидам галлюцинации. Подобные мнимые восприятия пугали испытуемых, и они требовали завершить эксперимент. Данное исследование позволило ученым заключить, что сенсорная стимуляция для нормального развития и функционирования сознания является жизненно необходимой, а лишение сенсорных ощущений ведет к деградации мыслительных деятельности и самой личности. Неизбежными последствиями длительной стимульной депривации будут нарушения когнитивной сферы, а именно памяти, внимания и мыслительных процессов, тревожность, расстройства цикличности сна и бодрствования, смены настроения от депрессивного состояния до эйфории и наоборот, неспособность отличать явь от галлюцинаций.

Дальнейшие исследования показали, что возникновение перечисленной симптоматики обуславливается не фактом депривации, а отношением личности к утрате сенсорных восприятий. Само лишение воздействия извне на анализаторы взрослому индивиду не страшно – это всего лишь изменение условий среды, к которому человеческий организм легко адаптируется путем осуществления перестройки функционирования.

Так, к примеру, пищевая депривация совсем не обязательно будет сопровождаться страданиями. Неприятные ощущения появляются только у тех индивидов, которым голодание непривычно либо их насильно лишают пищи. Люди, сознательно практикующие лечебное голодание, на третий день ощущают легкость в организме и легко могут перенести десятидневное голодание.

Сенсорная и эмоциональная депривация детей раннего возраста проявляется в дефиците возможностей для установления эмоционально-интимного отношения к определенному лицу либо в разрыве устоявшейся связи. Дети, оказавшиеся в детском доме, интернате или больнице, нередко оказываются в обедненной среде, вызывающей сенсорный голод. Подобная среда вредна для индивидов любого воз­раста, но на малышей она действует особенно губительно.

Многочисленные психологические исследования доказали, что необходимым условием нормального формирования мозга в раннем возрастном периоде является наличие достаточного количества внешних впечатлении, поскольку именно в ходе поступления в мозг разнообразной информации из внешней среды и дальнейшей ее пере­работки происходит тренировка анализаторных систем и соответству­ющих структур мозга.

Социальная депривация

Полное отсутствие или снижение возможности общаться с окружающими людьми, жить, взаимодействуя с обществом, является социальной депривацией. Нарушение личностных контактов с социумом может спровоцировать определенное состояние психики, которое служит патогенным фактором, вызывающим развитие ряда болезненных симптомов. Возникновение нарушений обусловлено социальной изоляцией, уровень жесткости которой бывает различным, что в свой черед устанавливает меру жесткости ситуации депривации.

Выделяют несколько форм социальной депривации, которые разнятся не только лишь по уровню ее жесткости, но по лицу, которое является инициатором. То есть существует определенная личность, которая устанавливает депривационный характер отношений индивида либо группы лиц с широким социумом. В соответствии с этим выделяются нижеприведенные варианты социальной депривации: вынужденная, принудительная, добровольная и добровольно-вынужденная изоляция.

Вынужденная изоляция наступает тогда, когда индивид либо группа лиц оказываются в силу непреодолимых обстоятельств оторванными от социума. Такие обстоятельства не зависят от их воли или от воли общества. К примеру, команда морского судна, попавшая вследствие крушения на необитаемый остров.

Принудительная изоляция наблюдается, когда социум изолирует индивидов не зависимо от их стремлений и желаний, а зачастую и вопреки ним. Примером подобной изоляции выступают заключенные, находящиеся в условиях исправительных учреждений или закрытые социальные группы, нахождение в которых не подразумевает ограничения в правах и не предполагает понижение социального статуса личности (солдаты срочной службы, воспитанники детских домов).

Добровольная изоляция происходит тогда, когда индивиды по собственному желанию дистанцируются от общества (например, монахи или сектанты).

Добровольно-вынужденная изоляция наступает тогда, когда достижение определенной значимой для индивида либо группы лиц цели подразумевает необходимость существенно сузить собственные контакты со знакомым окружением. Например, спортивные школы-интернаты.

Человек является наиболее совершенным созданием на планете Земля, но при этом в период новорожденности и в младенчестве является самым беспомощным существом, поскольку какие-нибудь готовые формы поведенческого реагирования у него отсутствуют.

Депривация детей раннего возраста ведет к снижению их успешности в понимании социума и затруднениям в построении коммуникаций с отдельными субъектами и социумом в целом, что в дальнейшем существенно повлияет на эффективность их жизнедеятельности деятельности.

Кроме этого, нахождение в учреждениях закрытого типа не остается без губительных последствий для детской развивающейся психики.

Социальная депривация детей сирот резко активизирует формирование нежелательных личностных черт, таких как: инфантилизм, неуверенность в себе, иждивенчество, отсутствие самостоятельности, заниженная самооценка. Все это тормозит процесс социализации, ведет к дисгармоничности социального развития детей сирот.

Депривация детей

Дефицит каких-либо условий, предметов или средств, удовлетворяющих материальные нужды, духовные и психические потребности, в условиях постоянной нехватки может быть хроническим, то есть хроническая депривация. Кроме этого, она может быть периодической, частичной или спонтанной и зависит от продолжительности утраты.

Длительная депривация детей задерживает их развитие. Недостаток социальных стимулов и сенсорных раздражителей в процессе детского формирования ведет к торможению и искажению умственного и эмоционального развития.

Для полноценного формирования малышей необходимы многообразные побудители различной модальности (слуховые, тактильные и др.). Их дефицит порождает стимульную депривацию.

Неудовлетворительные условия для обучения и усвоения различных навыков, беспорядочное устройство внешней среды, не дающее возможности постигать, предугадывать и управлять происходящим извне, порождает когнитивную депривацию.

Общественные контакты с взрослым окружением и в первый черед с матерью обеспечивают формирование личности, а их дефицит приводит к эмоциональной депривации.

Эмоциональная депривация влияет на крох следующим образом. Дети становятся вялыми, у них снижается ориентировочная активность, они не стремятся к движению, неизбежно начинается ослабление физического здоровья. Также наблюдается задержка в развитии по всем основным параметрам.

Материнская депривация не утрачивает губительную силу собственного воздействия на всех этапах детского взросления. Вследствие материнской депривации искажается отношение маленькой личности к самой себе, может наблюдаться неприятие ребенком собственного тела или аутоагрессия. Кроме этого ребенком утрачиваются возможности установления полноценных взаимоотношений с другими лицами.

Ограничение возможностей осуществления социальной через усвоение определенных социальных ролей, а также посредством приобщения к общественным идеям и целям приводит к социальной депривации.

Выраженный результат замедления или нарушения в развитии малышей, который наступает вследствие какой-либо формы депривации, носит название госпитализм.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Для психологии наибольший интерес представляет такие виды депривации, как двигательная, сенсорная, информационная, социальная, сексуальная, эмоциональная и материнская.

Рассмотрим те виды депривации, которые в наибольшей степени важны для изучения развития детей, лишенных нормальной родительской заботы.

2.1. Сенсорная депривация

Блестящим примером сенсорной депривации является описание преддипломного экзамена, который сдавал курсант школы космонавигаторов, известный в кругах любителей фантастики, пилот Пиркс из рассказа С. Лема «Условный рефлекс». Этот экзамен курсанты любовно называли «сумасшедшая ванна». Лем подробно описывает, как курсанта приводят в просторное помещение с бассейном, полным воды.

«Испытуемый - на студенческом жаргоне «пациент» - раздевался и погружался в воду, которую нагревали до тех пор, пока он не переставал ощущать ее температуру... Когда юноша, лежавший навзничь в воде, поднимал руку, воду прекращали нагревать и один из ассистентов накладывал ему на лицо парафиновую маску. Затем в воду добавляли какую-то соль (но не цианистый калий, как всерьез уверяли те, кто уже искупался в «сумасшедшей ванне»),- кажется, простую поваренную соль. Ее добавляли до тех пор, пока «пациент» (он же «утопленник») не всплывал так, что тело его свободно держалось в воде, чуть пониже поверхности. Только металлические трубки высовывались наружу, и поэтому он мог свободно дышать.

Вот, собственно, и все. На языке ученых этот опыт назывался «устранение афферентных импульсов». И в самом деле, лишенный зрения, слуха, обоняния, осязания (присутствие воды очень скоро становилось неощутимым), подобно египетской мумии, скрестив руки на груди, «утопленник» покоился в состоянии невесомости. Сколько времени? Сколько мог выдержать.

Как будто ничего особенного. Однако в таких случаях с человеком начинало твориться нечто странное... Около трети испытуемых не выдерживали не то что шести или пяти, а даже и трех часов».

Субъективные переживания Пиркса писатель описывает с большой достоверностью, похожие можно встретить и в самоотчетах участников подлинных научных экспериментов (по-видимому, автору были знакомы работы американских психологов из Колумбийского университета Дж. Лилли, Дж. Шорли, 1961):

«Он вообще ничего не ощущал. Но эта пустота становилась тревожащей. Прежде всего, он перестал ощущать положение собственного тела, рук, ног. Он еще помнил, в какой позе лежит, но именно помнил, а не ощущал. Пиркс начал соображать, Давно ли он находится под водой, с этим белым парафином на лице. И с удивлением понял, что он, обычно умевший без часов определять время с точностью до одной-двух минут, не имеет ни малейшего представления о том, сколько минут - или, может, десятков минут? - прошло после погружения в «сумасшедшую ванну».

Пока Пиркс удивлялся этому, он обнаружил, что у него уже нет ни туловища, ни головы, вообще ничего. ...

«Пиркс будто растворялся постепенно в этой воде, которую тоже совершенно перестал ощущать. Вот уже и сердца не слышно. Изо всех сил он напрягал слух - безрезультатно. Зато тишина, целиком наполнявшая его, сменилась глухим гулом, непрерывным белым шумом, таким неприятным, что прямо хотелось уши заткнуть...

Нечем было шевельнуть: руки исчезли. Он даже не то чтобы испугался - скорее обалдел. Правда, он читал что-то о «потере ощущения тела», но кто бы мог подумать, что дело дойдет до такой крайности?..

Потом стало еще хуже.

Темнота, в которой он находился, или, точнее, темнота - он сам, заполнялась слабо мерцающими кругами, плавающими где-то на границе поля зрения,- круги эти даже и не светились, а смутно белели. Он повел глазами, почувствовал это движение и обрадовался, но странно: после нескольких движений и глаза отказались повиноваться...»

Дальше - хуже. «Он распадался. Уже даже и не тело - о теле и речи не было - оно перестало существовать с незапамятных времен, стало давно прошедшим, чем-то утраченным навсегда. А может, и не было никогда?..

Он распадался - ни на какие-то там отдельные личности, а именно на страхи. Чего Пиркс боялся? Он понятия не имел. Он не жил ни наяву (какая может быть явь без тела?), ни во сне. Ведь не сон же это: он знал, где находится, что с ним делают. Это было нечто третье. И на опьянение абсолютно не похоже.

Он и об этом читал. Это называлось так: «Нарушение деятельности коры головного мозга, вызванное лишением внешних импульсов»......Звучало это не так уж плохо. Но на опыте... Нет, это он вселился в кого-то. И этот кто-то раздувался. Распухал. Становился безграничным. Пиркс бродил по каким-то непонятным недрам, сделался громадным, как шар, стал немыслимым слоноподобным пальцем, он весь был пальцем, но не своим, не настоящим, а каким-то вымышленным, неизвестно откуда взявшимся. Этот палец обособлялся. Он становился чем-то угнетающим, неподвижным, согнутым укоризненно и вместе с тем нелепо, а Пиркс, сознание Пиркса возникало то по одну, то по другую сторону этой глыбы, неестественной, теплой, омерзительной, никакой...

Пиркс прошел еще много состояний. Некоторое время его не было, потом он снова появился, многократно умноженный; потом что-то выедало у него весь мозг; потом были какие-то путаные, невыразимые словами мучения - их объединял страх, переживший тело, и время, и пространство » (С.Лем, 1970 с. 46-53).

Сенсорная депривация может возникать не только в экспериментальных условиях, подобных описанным С. Лемом, но и в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод , не получает достаточного количества стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий психологи также пользуются понятием обедненная среда , а в последнее время - обедненная информационная среда.

В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Так, Н.М.Щеловановым было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Н.М.Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции (он неоднократно наблюдал ее в яслях и домах ребенка), то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо.

Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, выдающийся детский психолог Л.И.Божович (1968) выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.

Согласно этой гипотезе, потребность в впечатлениях возникает примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Это положение противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Еще Р.Шпицем было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых - бедная стимульная среда.

Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Шпиц отмечает, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15-18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения - явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде. В исследовании английских психологов Рами и Рами, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс, 2001).

В каком возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?

Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Так, И.Лангмейер и 3.Матейчек отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда (1984).

По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет (2000).

Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле нередко реализуется прямолинейно, примитивно, однобоко и неполно. Иногда из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон, когда на всех переменах, в свободное время звучит громкая, бодрая музыка. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет «бить по голове». Еще Н. М. Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений. Опишем в этой связи свои впечатления от посещения в 80-е годы ХХ века детских диагностических домов в двух городах Чехословакии - Праге и Братиславе.

В то время в этой стране детский диагностический дом был учреждением, куда попадали трудные дети, большей частью оставшиеся без попечения родителей, для уточнения медико-психолого-педагогического диагноза и решения затем вопроса о том, где в дальнейшем лучше жить и воспитываться ребенку: в специализированном семейном или обычном детском доме, в учреждении для детей с трудностями поведения, в семье и массовой школе. В диагностическом доме дети проводили от полутора до двух месяцев.

Оба диагностических дома, в которых мы побывали, были во многом схожи. Однако нас поразило резкое различие оформления их интерьеров. В Праге все стены были буквально увешаны цветами, картинами, поделками детей, в каждой комнате мебель стояла по-своему, были разного цвета занавески, покрывала. В Братиславе, напротив, все комнаты были одинаковыми, мебель расставлена так, как каждый из нас хорошо знал из своего опыта пребывания в пионерских лагерях,- кроватка, тумбочка, кроватка, тумбочка и т. п.; на неброско окрашенных стенах в каждой комнате казенно висел один эстамп. Из беседы с директорами и воспитателями обоих этих учреждений мы поняли, что в этих различиях проявилось разное понимание значения интерьера для воспитания.

В Праге концепция звучала так: «Мы хотим, чтобы наш дом был похож на обычный семейный дом, чтобы было уютно, чтобы каждая комната была иной, чем остальные, чтобы дети научились сами заботиться о красоте и уюте. Все это им пригодится потом в жизни, да и здесь они не будут уставать от однообразия обстановки».

В Братиславе подход был иным: «Дети живут у нас не больше двух месяцев. Потом большинству из них предстоит воспитываться в обычных детских домах и интернатах, где обстановка страшно унылая. Если здесь они привыкнут к яркому и красивому интерьеру, в дальнейшем им будет очень трудно. А мы хотим, чтобы им было хорошо именно потом и чтобы они не страдали, постоянно вспоминая пребывание в нашем диагностическом доме».

Мы приводим этот пример для того, чтобы показать, насколько важно основательно, серьезно относиться к оформлению среды обитания ребенка в детском учреждении, учитывать его значение для психического развития, для всей жизни. Не станем обсуждать здесь, какая из двух концепций представляется нам более правильной. Отметим лишь, что в обоих случаях признается принципиальная важность богатства среды, но когда, где и в какой мере, в каких именно формах разворачивать это богатство - все это в каждом отдельном случае требует специальной проработки.

Говоря, например, о нашей многонациональной стране, следует, в том числе учитывать национальные традиции, различия в представлениях о красоте. И то, что идеально в детском доме Москвы или Санкт-Петербурга, может оказаться чрезмерно бледным, сухим и лаконичным для детского дома в Татарии или Дагестане. Важен и возраст детей, и время пребывания - находится ли он в таком учреждении относительно небольшое время или живет там постоянно, и особенности их психоневрологического статуса.

Не можем удержаться от упоминании о дискуссии о том, в какой обстановке должен расти и воспитываться гиперактивный ребенок. Сторонники одной позиции полагают, что поскольку таких детей отличает полевое поведение и они бурно реагируют на любой попадающий в их поле внимания объект, то их среда обитания должна быть предельно упрощена, - чем меньше предметов, в частности игрушек их окружает, чем менее насыщена и разнообразна цветовая гамма, чем меньше звуков, запахов и т.п. - тем лучше. Сторонники противоположной точки зрения, напротив, полагают, что обеднять среду ни в коем случае нельзя, потому что для ребенка, привыкшего находиться в такой бедной среде, любое столкновение с полноценным раздражителем может оказаться патогенным (а этого в жизни практически невозможно избежать). Представьте себе, что ребенок, растущий в таких сенсорно скудных условиях, в ясный солнечный день выходит на улицу и видит девушку в ярко-красной куртке, которая едет на ярко-синем велосипеде и что-то громко кричит.

Термин «сенсорная депривация» переводится с латыни как «отсутствие чувств». Довольно часто рассматриваемое состояние человеческой психики обозначают при помощи словосочетания «стимульная депривация», что является продолжительным отсутствием сенсорных стимулов, которые воспринимаются человеческим мозгом при помощи определенных каналов. Данное состояние можно сравнить с эмоциональной «голодовкой», при которой человек испытывает недостаток в различной информации. Подобные проблемы активируют работу той части мозга, что отвечает за воображение. На фоне повышенной активности этого мозгового отдела, у человека появляются приступы визуальных галлюцинаций, которые являются своеобразным защитным механизмом. Давайте рассмотрим, что такое сенсорная депривация и чем опасно это состояние.

Сенсорная депривация - частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств

Характеристика депривационного синдрома

Продолжительная депривация приводит к появлению различных психических расстройств, выражающихся в виде бессонницы, проблем с восприятием окружающего мира, эмоциональной неустойчивости и лабильности. Следует отметить, что часто люди специально ограничивают собственный контакт с действительностью, для того, чтобы открыть в себе новые границы восприятия. Однако длительное пребывание в условиях изоляции может принести в жизнь человека множество различных проблем.

Сенсорная депривация довольно часто используется при проведении различных экспериментов, цель которых — выявить возможности человеческого мозга в состоянии изоляции от различных внешних раздражителей.

В повседневной жизни человек взаимодействует с окружающим миром, при помощи специальных каналов. К таким каналам относятся зрение, слух и осязание. Отсутствие поступающей информации от одного из этих каналов, может привести к появлению различных состояний у индивидуума.

Возможные осложнения при сенсорной депривации у детей

Наличие сенсорной депривации в детском возрасте, вызванной нарушением восприятия различных сигналов, поступающих из окружающей среды, может спровоцировать развитие психических расстройств. Чаще всего подобные проблемы приводят к снижению психического и интеллектуального развития. По словам специалистов, чаще всего у детей наблюдается слуховая и зрительная форма рассматриваемого синдрома. Особую опасность для развития психики несёт недостаток тесного контакта младенца с матерью, в первые несколько недель появления на свет.

Дети, не имеющие семьи и воспитывающиеся в специальных учреждениях, часто испытывают нехватку новых впечатлений. Постоянное нахождение в условиях интерната приводит к замедлению темпа развития двигательных функций. Помимо этого, у подобных детей часто наблюдаются проблемы с функциональностью речевого аппарата и низкий уровень интеллектуального развития.


Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека

Возможные осложнения при сенсорной депривации у взрослых

В более зрелом возрасте, данное состояние появляется либо спонтанно, либо намеренно. Ярким примером намеренной сенсорной депривации является использование специальных повязок и ушных затычек во время сна. Использование подобных приспособлений ограничивает восприятие таких раздражителей, как звук и свет. Нередко люди оказываются в похожих условиях в силу особенностей собственной профессии. К таким людям относятся моряки-подводники, астронавты и спелеологи. Пребывание в изоляции в отдалении от привычных условий, приводит к появлению определенных изменений в сознании человека.

Некоторые люди намеренно «перекрывают» некоторые каналы восприятия для того, чтобы добиться определенного состояния. В число таких людей, входят монахи и йоги, использующие отказ от каналов восприятия для достижения состояния нирваны.

Причины развития сенсорной депривации

Проблемы с восприятием окружающего мира чаще всего обусловлены физическими недостатками человеческого тела или экстремальными ситуациями. Также следует отметить, что рассматриваемое состояние имеет две формы проявления: скрытую и явную. Явная форма стимульной депривации характерна для воспитанников детских домов, и людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Скрытая форма депривации может проявиться даже при наличии благоприятных условий для жизнедеятельности.

Сенсорная депривация - это мультифакторное расстройство, причины которого могут иметь как внутренние, так и внешние «корни». Чаще всего подобное расстройство у ребенка проявляется при отказе от него родителями. Также к внешним причинам развития заболевания относятся недостаток родительской любви и нарушения в работе сенсорных органов. Нередко в качестве причины появления подобных проблем рассматривается неполноценная семья и длительное пребывание ребенка в интернате. Однако, по мнению специалистов, основная причина данного синдрома, пренебрежение потребностью ребенка познавать окружающий мир.

Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения на развитие ребенка имеет особую важность в формировании личности. Осложнить этот процесс могут как темперамент, так и другие личностные особенности. Специалисты из области психологии говорят о том, что в жизни каждого ребенка имеются моменты, в которых он нуждается в материнской заботе. Родительское внимание имеет первостепенную важность в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев . Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает познавать окружающий мир самостоятельно. До этого времени, все процессы построения взаимоотношений с окружающими объектами осуществляются при помощи родителей. Отсутствие взаимосвязи между родителями и ребенком, могут привести к нарушениям в восприятии поступающей информации.


Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями

Факторы, влекущие за потерю сенсорного восприятия у взрослых:

  1. Ограничение поступающей информации при нахождении в учреждениях, ограничивающих свободу (воинские училища, тюрьмы, закрытые лечебницы).
  2. Продолжительное пребывание в одном помещении, при условии отсутствия возможности выйти на улицу или вступить в другую форму контакта с «внешним» миром.
  3. Использование специальных методик, позволяющих снизить собственное восприятие (медитация, йога).
  4. Особенности профессиональной сферы.
  5. Проблемы с восприятием, возникшие на фоне болезней и травм, провоцирующих потерю зрения, слуха или чувствительности.
  6. Различные экстремальные ситуации, не связанные с желанием человека снизить качество взаимодействия с окружающим миром.

Важно отметить факт, что сенсорная депривация может оказывать на человеческую психику как конструктивное, так и деструктивное воздействие. Важная роль в этом вопросе отведена уровню эмоциональной и психической подготовки к подобным лишениям. В случае с неподготовленным человеком, появление проблем, связанных с восприятием, может стать причиной развития различных заболеваний. Исследования, посвященные этой теме, помогли ученым разобраться в особенностях различных фобий и такого заболевания, как аутизм. Наличие определенной подготовки к подобным лишениям, позволяет человеку лучше познать свой внутренний мир и раскрыть новые грани своих интеллектуальных и творческих возможностей.

Клиническая картина

Сенсорная депривация в психологии - это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения. По словам специалистов, подобные действия являются своеобразной тренировкой образной памяти. Но следует обратить внимание на тот факт, что длительное пребывание в подобных условиях может негативно отразиться на психике. Приступы апатии, частые перемены в настроении и заторможенность являются основными симптомами длительного пребывания в условиях ограниченного восприятия.

К сожалению, сегодня нет единой классификации для описания клинической картины этого явления. Но, специалистам удалось выявить некоторые симптомы, характерные для рассматриваемого синдрома. К таким симптомам относятся:

  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, логическим мышлением и работой речевого аппарата;
  • приступы галлюцинаций и бредовые идеи;
  • проблемы с ориентацией в пространстве и времени;
  • временные психические расстройства.

Среди физиологических симптомов сенсорной депривации следует выделить частые приступы мигрени, а также чувство зуда и сухости во рту. Нередко стимульная депривация выступает в роли причины развития деперсонализационных расстройств и дегенеративных изменений клеток нервной системы. Помимо этого, у пациентов наблюдаются нарушения в цикле бодрствования и сна.


Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу

Депривация является одной из причин появления необоснованных страхов и фобий. Помимо этого, человек проявляет повышенное недовольство собственными физиологическими и личностными особенностями. Подобное состояние может быть осложнено беспричинной агрессией, апатией и затяжной депрессией. Под влиянием депривации, у людей наблюдается увеличение внушаемости и слабость перед гипнотическим воздействием.

Ключевая роль в данном вопросе отведена сфере эмоционального восприятия. На сегодняшний день, существует два отдельных проявления изменения эмоционального восприятия при сенсорной депривации. Первый вид характеризуется увеличением эмоциональной лабильности, на фоне общего снижения чувствительности психики. При этой форме развития синдрома, человек проявляет острую реакцию на различные события. Для примера, приведем ситуацию, в которой чувство испуга может породить своеобразную эйфорию и вызвать улыбку. Вторая форма проявления эмоциональных перемен приводит к снижению уровня чувствительности к событиям, которые ранее имели большую значимость для человека. В этой ситуации хобби и увлечения перестают приносить положительные чувства и становятся безразличны.

Методы лечения

Сенсорная депривация редко проявляется как самостоятельное заболевание. Чаще всего данный синдром развивается совместно с другими формами депривации, что приводит к необходимости комплексной терапии. Для того чтобы нормализовать состояние пациента, специалистам следует найти истинную причину появления расстройства. Сложность диагностики объясняется тем, что для выявления причин депривации следует изучить не только жизнь пациента, но и разобраться в индивидуальных особенностях его личности. Чаще всего, терапия этого психического расстройства осуществляется совместными усилиями психотерапевта и психиатра. Для того чтобы нормализовать состояние психики пациента используются как медикаментозные методы, так и сеансы психической коррекции.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день нет определенного метода медикаментозного лечения, который бы использовался для каждого больного. Использовать различные препараты можно только после проведения диагностических мероприятий и выявления физиологических изменений в организме. Чаще всего в составе комплексного лечения применяются снотворные препараты, седативные средства и антидепрессанты.


Простейшие приспособления сенсорной депривации - плотная повязка на глаза и беруши

Психическая коррекция

Сеансы психокоррекции являются неотъемлемой составляющей комплексного лечения данного заболевания. Основная задача врача - добиться состояния пациента, в котором он находился до появления депривационного синдрома. Длительное пребывание в подобном состоянии приходит к потере контакта с окружающим миром, поэтому первостепенная задача психотерапевтического лечения - восстановить потерянную взаимосвязь.

Следует обратить внимание на то, что данный синдром требует обязательного медицинского вмешательства. В противном случае могут развиться осложнения, которые отразятся как на психическом, так и физиологическом здоровье больного. Симптомы депривационного синдрома легче диагностировать в детском возрасте, так как взрослым пациентам значительно сложнее «открыться» перед врачом. Основная задача специалиста, создать специальные условия, в которых на пациента будет оказываться воздействие различными раздражителями. Подобный метод позволяет получить положительные результаты, которые требуется закрепить сеансами психотерапии.