Чем короче голосовые связки тем звук ниже. Определение типа голоса. Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос

Гортань человека - это гибкий, обладающий тонкой структурой орган дыхательной системы, соединяющий глотку с трахеей. Он чрезвычайно важен для процесса дыхания и пищеварения, поскольку выталкивает вредоносные элементы, пытающиеся проникнуть в дыхательные пути. В гортани также образуются звуки, с помощью голосовых складок регулируется тембр, тон и громкость речи человека.

Устройство гортани

Гортань состоит из плотных тканей и представляет собой короткую трубку из девяти хрящей, покрытую характерным только для горла эпителием. Хрящи соединяются между собой особыми связками.

Гортань человека находится в районе шестого и четвёртого позвонка, за кожным покровом передней стороны шеи. Верх органа подходит к носовой части глотки, соприкасаясь с костью, расположенной под языком.

Особенности строения гортани полностью зависят от функций, возложенных на этот орган. Внешне трубка гортанной системы схематически напоминает два соединённых, соприкасающихся вершинами треугольника. Трубка сужается к центру, но расширяется по обеим кромкам. Серединой гортанной системы является голосовая щель - самая верхняя складка преддверия звуковых связок. Области выше и ниже голосовой щели называются соответственно надскладочной и подскладочной.

По бокам органа между голосовой складкой и преддверием гортани находятся глубокие кармашки - так называемые морганиевы желудочки гортани. Эти составляющие гортани идут вверх и вперёд к черпаловидным складкам. При инфицировании в первую очередь именно они теряют свою изначальную форму, что указывает на развитие болезни. Вестибулярные отделы гортани, которые при нарушении работы голосовых связок могут исполнять их функцию, иногда становятся центром воспалительных процессов и отёков.

С задней стороны гортани располагается глотка, по бокам проходят крупные кровеносные сосуды и нервные окончания. Пульсирование сонных артерий можно с лёгкостью прощупать на шее по обеим сторонам от горла.

Голосовые связки образует пара желтовато-белых, соединённых мышцами и натянутых в полости гортани параллельных складок. Одна сторона голосовых связок скреплена с углом щитовидного хряща, вторая - с черпаловидным хрящом. Немногим выше звуковой щели располагается преддверие гортани - верхний отдел полости этого органа. Оно окружено краями пластин щитовидного хряща, снизу закрывается складками, впереди сверху над преддверием находится уголок щитовидного хряща (комиссура - участок голосовых связок, где щитовидные пластинки образуют угол) и надгортанник. Между боковыми сторонами преддверия гортани находятся щелеобразные желудочки, растягивающиеся до черпалогортанных складочек.

Нижняя часть гортани, расположенная под голосовой щелью и внешне напоминающая конус, связана с трахеей. У ребёнка в раннем возрасте эластический конус гортани состоит из пластичной соединительной ткани. Это место склонно к повышенной отёчности и развитию воспалительных процессов.

Гортанные хрящи

Анатомия гортани довольно сложна. Этот орган представляет собой каркас из шести форм хрящей. Три парных и три непарных хряща поддерживают общую структуру. Рассмотрим каждый хрящ отдельно.

Парные хрящи:

  • Рожковидные - эластичные образования, имеющие форму конуса. Хрящ такого типа находится на верхней части двух черпаловидных элементов.
  • Черпаловидные - участки соединительной ткани, визуально напоминающие треугольники, расположенные на пластинах перстневидного хряща. Состоят из гиалинового хряща.
  • Клинописные - как и рожковидные, являются эластичными хрящами, находящимися рядом с вершиной черпаловидных пластин.

Непарные хрящи:

  • Перстневидный - состоит из двух частей разной формы. Первая часть представляет собой пластинчатую структуру, вторая часть образована из гиалинового хряща, формирующего гортанную границу нижней части, по форме похожа на тонкую дугу.
  • Надгортанный - эластичная ткань, создающая хрящ в форме жёлоба. Её задача - поднятие глотки в процессе приёма пищи, точнее, непосредственно в момент её глотания. Опускаясь, надгортанный хрящ полностью закрывает голосовую щель.
  • Щитовидный - хрящ, образованный двумя пластинами, находящимися под углом. Именно этот хрящ называют кадыком. При соединении пластин под углом 90 градусов - характерно для мужчин - он заметно выпирает на поверхности шеи. У женщин хрящи, составляющие кадык, сходятся под углом более 90 градусов, что делает его незаметным под кожным покровом. Специальная мембрана соединяет этот хрящ с подъязычной костью.

Мышцы гортани

Строение гортани человека предполагает наличие различных мышц. Эти мышцы подразделяются на два типа - наружные и внутренние мышцы гортани. За изменение длины голосовых связок, степень их напряжения и расположение в горле отвечают внутренние мышцы. При их трансформации происходит регуляция воспроизводимого звука. Внешние мышцы действуют как единое целое, выполняя движения глотки при приёме пищи, дыхании и образовании голоса. Выделяют следующие типы мышц полости гортани:

  • аддукторы (констрикторы) - три типа мышц, две парные и одна непарная, осуществляющие сжатие голосовой щели;
  • абдукторы (дилитаторы) - хрупкая мышечная конструкция, проблемы с которой могут привести к параличу связок гортани. Главной задачей этого типа мышц является расширение, раскрытие голосовой щели - функция, обратная предназначению гортанных аддукторов;
  • перстнещитовидная мышца - при её сокращении щитовидный хрящ движется вверх или вперёд, регулируя тем самым напряжение голосовых связок и поддерживая их в тонусе.

Функции

Анатомия и физиология гортани полностью зависят от функций гортани. Жизнедеятельность человека напрямую связана с тремя основными её задачами - дыхательной, защитной и голосообразующей. Рассмотрим каждую из них подробнее.

  1. Дыхательная функция: без воздуха человеческий организм не может существовать. Гортань, являясь частью дыхательной системы, регулирует поступление кислорода в горло. Эта деятельность осуществляется за счёт расширения и сжатия голосовой щели. Также в горле слишком холодный воздух согревается, чтобы уже в таком виде пройти в лёгкие.
  2. Защитная функция: осуществляется благодаря работе множества желёз, находящихся на эпителиальном слое. Один из способов защиты - это наличие так называемых ресничек - нервных окончаний. Если кусочки пищи случайно попадают не в пищевод, а в дыхательную систему, реснички немедленно реагируют и возникают приступы кашля, позволяющие вытолкнуть инородный предмет наружу. Эпителий направляет любой вредоносный элемент обратно во внешнюю среду. При попадании постороннего предмета на голосовую щель она полностью закрывает доступ внутрь гортани и выталкивает его наружу при помощи рефлекторных действий (откашливания). В гортани находятся миндалины - часть иммунной системы, которая борется с элементами патогенной среды и не позволяет им проникнуть внутрь организма. Пористые миндалины задерживают микробы и вирусы при помощи особых углублений - лакун.
  3. Голосообразующая функция гортани (фонаторная): воспроизводимый человеком звук регулируется именно здесь. Тембр голоса зависит от строения гортани человека, её индивидуальных особенностей. Длина голосовых связок определяет тон голоса - чем короче голосовые связки, тем выше тон. Потому высокие голоса характерны для женщин и детей, обладающих короткими связками. У мальчиков к определённому возрасту происходит метаморфоза гортанной структуры, и голос начинает ломаться. Фонаторная функция гортани - самая музыкальная: голосовые связки позволяют нам петь и красиво говорить при условии профессионального владения голосом. Интересно, что для пения может быть достаточно всего лишь пары октав, а при образовании речи обычно задействовано до семи октав.

Дыхательная функция непосредственно связана с защитной, поскольку мышцы и хрящи контролируют силу и объём вдоха, согревают воздух перед его поступлением в лёгкие.

Голосообразующая функция

Строение горла и гортани может меняться в зависимости от возраста. Малыши имеют короткую гортань, находящуюся на три позвонка выше, чем у взрослых. Вход в гортань у детей гораздо шире, у них ещё нет рожковидных хрящей и подъязычных соединений, которые появляются только к семилетию.

У мальчиков и девочек до десяти лет структура гортани практически не отличается. Далее формируются возрастные особенности гортани - в переходном возрасте (после двенадцати лет) голос у мальчиков начинает ломаться. Это происходит по причине усиленного производства мужских половых гормонов и развития половых желёз, что приводит к увеличению длины голосовых связок. Трансформация гортани характерна и для девочек, но изменение голоса у женщин проявляется медленно и незаметно, а у мужчин голос может значительно модифицироваться в течение одного года.

Мужская гортань примерно на треть больше женской, а голосовые связки толще и длиннее, поэтому у представителей сильного пола голос обычно грубее и ниже. Громкость речи зависит от ширины голосовой щели, регулируемой пятью мышцами, - чем больше щель, тем громче звук. При выдыхании воздуха голосовые связки приходят в движении, это сказывается на изменении силы голоса, его тембра, высоты. Помимо гортани в процессе образования речи участвуют лёгкие и мышцы груди - от их силы тоже зависит звучность голоса.

Фонаторная функция гортани является следствием слаженной работы всего человеческого организма. Гортань участвует в формировании звука, полость рта, губы и язык трансформируют его в речь. Множество органов связаны с гортанью, и от их общего состояния зависит здоровье человека.

Это говорит о том, что речь человека - тембр и тон голоса - являются отражением не только особенностей строения гортани, настроения индивида, и показателем деятельности других систем организма. Изменение голоса человека может говорить о его физическом состоянии, наличии проблем со здоровьем. Тембр голоса меняется, когда человек болен простудой, ангиной, страдает другими заболеваниями горла. Даже приём гормонов может привести к временной перемене голоса.

Благодаря тому, что мышца создаёт локальное напряжение голосовых связок, становится возможным воспроизведение дополнительных звуков - обертонов. Именно их совокупностью определяется тембр человеческой речи.

Иннервация и кровообращение

Кровоснабжение гортани, щитовидных гланд осуществляется при помощи сонной и подключичной артерий. К гортани прилегают также задняя гортанная и щитовидная артерии.

Иннервация гортани - это наличие нервных окончаний в анатомии горла. Возбуждение и передача нервных импульсов происходит благодаря блуждающему нерву, состоящему из парасимпатических, чувствительных двигательных волокон. Блуждающий нерв обеспечивает выполнение рефлекторной функции органа - перевод нейронов к корковым речевым и звуковым центрам. Нервные волокна формируют пару больших нервных узлов.

Первый узел состоит из волоконцев двух типов: наружного - иннервирует низовую мышцу, отвечающую за сокращения горла и перстнещитовидного хряща, и внутреннего - пронизывает слизистую гортани, находящуюся над звуковым просветом, слизистую надгортанника и начала языка.

Возвратный нерв содержит те же типы волокон, правый возвратный гортанный нерв отделяется от блуждающего нерва в том месте, где он пересекается с подключичной артерией. Слева возвратный нерв отщепляется от блуждающего на высоте дуговой аорты. Два нерва окружают сосуды и поднимаются вверх по разным сторонам гортани, перекрещиваются под щитовидкой и примыкают к подголосовой полости гортани.

Нервная система в анатомии гортани занимает важное место, её поражение может привести к серьёзным последствиям. При поражении одной стороны гортани страдает только одна сторона голосовых связок и гортанной полости. Поражение двух сторон приводит к проблемам с функционированием дыхательной системы.

Строение гортани чрезвычайно интересно и обусловлено её функциями. Изучение анатомии этого органа нужно не только для расширения кругозора, но и для проведения самообследования в случае острой необходимости. Обладая соответствующими знаниями, вы сможете принять адекватные меры при заболеваниях гортани и не упустите момент для обращения к врачу, чтобы выбрать проверенные способы профилактики или начать эффективное лечение.

Большинство оппонентов Юссона проводило опыты на животных (собаки, кошки). Сложность, однако, здесь заключается в том, что результаты не всякого опыта можно механически перенести на человека, поскольку человеческая голосовая мышца обладает целым рядом отличительных свойств. На эти отличительные свойства и ссылается Юссон, выдвигая свою теорию, Подобные же опыты на людях могут быть проведены лишь в исключительных случаях, во время вынужденной операции на гортани, да и то с согласия больного.

Тем не менее все же есть основание считать, что регулирование частоты колебаний голосовых связок у человека - процесс довольно сложный, в котором при всех условиях роль миоэластических сил и давления воздуха вряд ли стоит игнорировать. Еще в прошлом столетии немецкому физиологу И. Мюллеру удалось показать, что высоту тона, издаваемого изолированной гортанью человека, можно варьировать принципиально двумя путями: силой натяжения голосовых связок при постоянном давлении воздуха и силой подсвязочного давления воздуха при постоянном натяжении связок. Почему бы эти простейшие механизмы не могли быть использованы природой для регулирования высоты основного тона голоса и в живом организме? Для выяснения вопроса о роли воздушного давления были поставлены следующие опыты (Медведев, Морозов, 1966).

В то время, когда певец фонировал ноту, давление воздуха в его ротовой полости искусственно изменялось при помощи специального устройства. Величина этого давления и частота колебаний голосовых связок регистрировались на осциллографе. Как видно на осциллограмме, несмотря на то что певцу давалась инструкция сохранять высоту ноты неизменной, основной тон голоса его все же непроизвольно повышался или понижался в зависимости от давления в ротовой полости (рис. 17). Искусственное увеличение давления во рту приводило к понижению частоты основного тона вплоть до полной остановки колебаний голосовых связок, а уменьшение давления - вновь к повышению основного топа голоса. При этом было установлено, что чем менее опытен певец, тем более «гуляет» у него частота основного тона при искусственном изменении давления в ротовой полости.

Наконец, в другой серии опытов условие полной естественности фонации совершенно не нарушалось. Певцам давалось задание при пении поты определенной высоты самим периодически изменять, т. е. уменьшать или увеличивать силу подсвязочного давления, стараясь при этом совершенно не изменить высоту основного тона голоса. Сила голоса при этом также изменялась от форте до пиано. Как сила голоса, так и частота колебаний голосовых связок певца непрерывно регистрировались и измерялись специальными устройствами. На графике (рис, 18) хорошо видно, что при волнообразном изменении силы голоса, а следовательно, и давления в легких, частота колебаний голосовых связок также непроизвольно изменяется (правда, в небольших пределах), несколько повышаясь с увеличением силы голоса и понижаясь с уменьшением подсвязочного давления.

Этот факт хорошо известен из житейского опыта: в обычной разговорной речи разве мы не повышаем основной тон голоса, когда хотим крикнуть громче и, наоборот, не понижаем звук при тихом разговоре? Недаром же человеку, начинающему говорить громко, говорят: «Не повышай голоса!».


Рис. 18. Изменение частоты колебаний голосовых связок человека при изменении силы голоса. Сплошная линия-частота основного тона; прерывистая - сила голоса В условных единицах; стрелка - направление усиления голоса и увеличения частоты основного тона; по горизонтали - время от начала фонации (в сек.).

Само собой разумеется, что если бы частота колебаний голосовых связок человека совершенно не зависела от давления (точнее, от разности подсвязочного и надсвязочного давления), то подобных изменений в колебаниях связок мы бы не обнаружили. Однако они обнаруживаются, и проследить это можно на многих других примерах.

Если певцу дать задание пропеть все ноты - от самой низкой до самой высокой - голосом одинаковой силы, например форте, то можно ручаться, что ни один певец не выдержит силу голоса па всех нотах одинаковой. Самые низкие ноты он споет намного тише, чем самые высокие (см., например, рис. 6). Многочисленные исследования говорят, что непроизвольное увеличение силы голоса по мере повышения тона носит у певцов характер закономерности. Таким образом, для того чтобы спеть низкие поты, певец должен обязательно уменьшить силу давления в легких. В то же время увеличение подсвязочного давления помогает певцу взять высокие ноты. Правда, певец может в определенных пределах изменять силу голоса, не изменяя его высоты, но пределы эти все же ограничены: в широких пределах высота голоса зависит от силы, так же как и сила от высоты.

Приведенные опыты и наблюдения хотя и не являются прямым противоречием основной идее Юссона о централь ной нейромоторной природе колебания голосовых связок человека, все же заставляют осторожно отнестись к его высказываниям о полной независимости частоты колебаний голосовых связок от подсвяэочиого воздушного давления.

Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики. А обратившись к музыкальной акустике, мы видим, что высота тона музыкальных инструментов регулируется простым натяжением струны или варьированием размеров колеблющихся язычков (Константинов, 1939). Высота звука некоторых свистков (f0) определяется зависимостью f0=kvр, где р - величина воздушного давления, k - коэффициент пропорциональности. Есть данные о том, что и частота колебания голосовых связок человеческой гортани (при прочих равных условиях) также определяется именно этим соотношением (Фант, 1964). Далее, мы видим, что чем короче голосовые связки певца, тем выше его голос. Кроме того, у басов голосовые связки в два с половиной раза толще, чем у сопрано. По исследованиям Л. Б. Дмитриева, размеры резонаторов у певцов с низкими голосами закономерно больше, чем у певцов с высокими голосами (Дмитриев, 1955). Не связана ли вся эта механика с высотой голоса? Несомненно, это так!

Факты говорят, что акустико-механические закономерности регулирования частоты колебания голосовых связок бесспорно имеют место и в живом организме, и сбрасывать их со счета вряд ли будет справедливо. Даже если быть к Юссону крайне доброжелательным и целиком признать наличие «третьей функции» голосовых связок человека, то все же нет оснований думать, что эта «третья функция» является единственным монопольным регулятором частоты колебаний связок. Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. Этим обеспечивается удивительная точность и надежность работы голосового аппарата в очень разнообразных условиях.

Этими доводами, однако, ничуть не умаляется роль центральной нервной системы в регулировании голосовых связок. Наоборот: нужно подчеркнуть, что регулирование всех миоэластических и механических свойств голосовых связок (степени их натяжения, смыкания, плотности и т, д.) и аэродинамических условий в гортани (регулирование подсвязочного давления и т. п.) целиком осуществляется центральной нервной системой. Нервная система заведует всей этой акустикой и механикой. Помогают центральной нервной системе в этом сложнейшем процессе многочисленные чувствительные образования (проприорецепторы и барорецепторы), посылающие к нервным центрам информацию о степени сокращения разнообразных мышц гортани и всего дыхательного тракта, а также о степени давления воздуха в легких и трахее. Роль этих внутренних чувствительных образований (рецепторов) в регулировании голосовой функции хорошо выявлена в работах советских исследователей В. Н. Черниговского (1960), М. С. Грачевой (1963), М. В. Сергиевского (1950), В. И. Медведева с соавторами (1959), а также и в опытах самого Юссона.

Исследования Р. Юссона и его сотрудников несомненно имеют большое прогрессивное значение в развитии физиологии фонации: они приковывают внимание ученых к этой важной проблеме, стимулируют новые поиски и уже сегодня объясняют то, что трудно объяснимо со старых позиций. Несомненно полезен и большой научный спор вокруг новой теории, так как с каждым днем он приносит нам все новые и новые знания. В споре рождается истина.

Загрузить главу

Речевой спектр звуков отличается силой, высотой и тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний го-
лосовых связок, а она, в свою очередь, зависит от давления выдыхаемой струи
воздуха, степени напряжения голосовых складок. Чем больше наполняются
воздухом легкие, чем больше сила выдоха, тем громче звук.
Но в любом случае голос, возникающий в гортани, имеет малую силу.
Большую роль в усилении голоса играют резонаторные полости надставной
трубы (глотка, полость рта и носа, а также придаточные пазухи носа), они не
только усиливают звуки, но и придают голосу определенный тембр, являют-
ся местом образования звуков речи.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая,
в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины, упругости и
напряжения голосовых связок. Чем длиннее голосовые связки, чем они толще
и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Изменение высоты голоса обеспечивается сокращением тех или иных
мышц гортани. При произнесении (или пении) низких звуков голосовые связ-
ки натягиваются незначительно. Перстнещитовидная мышца не функциони-
рует, сокращается лишь голосовая (щиточерпаловидная) мышца, которая при
своем сокращении становится толще и тем самым увеличивает толщину го-
лосовой складки.
Для повышения звука в деятельность включается перстнещитовидная
мышца, увеличивающая натяжение голосовых связок. При максимальном ее
сокращении дальнейшее увеличение натяжения голосовых связок становит-
ся невозможным, и повышение голоса обеспечивается другим механизмом –
укорочением колеблющейся части голосовых связок. Это достигается сокраще-
нием поперечной черпаловидной мышцы, черпаловидные хрящи плотно при-
жимаются друг к другу, вследствие чего задние концы голосовых связок не
могут колебаться. Колеблется только передняя часть голосовых связок, ко-
торые, укоротившись, как прижатые пальцем струны скрипки, начинают из-
давать более высокий звук. Для дальнейшего повышения голоса вновь начи-
нает усиливаться натяжение уже укороченных голосовых связок. Когда же
наступает предел натяжению и укорочению колеблющихся отрезков голосо-

88
вых связок, вступает в действие механизм фальцета, связки колеблются
лишь тонкими краями в продольном направлении.
Тембр голоса. Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются
звуковой окраской или тембром. Частота колебаний голосовых связок обу-
словливает высоту основного тона. Наряду с основным тоном в гортани об-
разуются и добавочные тоны, или обертоны, среди них имеются резко выра-
женные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами.
Количество и сила звучания обертонов зависят от индивидуальных особенно-
стей строения гортани, а также от величины и формы резонаторных поло-
стей надставной трубы (глотки, полости рта, носовой полости). Определен-
ное сочетание обертонов придает голосу индивидуальную «окраску», или
тембр, что позволяет различать, узнавать людей по голосу. Тембр голоса че-
ловека обычно определяют как «приятный», «мелодический», «металличе-
ский», «глухой», «мягкий» и т.д.
На качество голоса (высоту и тембр) кроме названных факторов, оказы-
вают влияние степень сухости или чрезмерного увлажнения связок и дыха-
тельных путей, степень их индивидуальной эластичности и т. п.
Диапазон голоса. Пределы возможных изменений голоса по высоте, от
самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до само-
го высокого, называются диапазоном. Диапазоны голоса у разных людей
различны. Голос человека может изменяться по высоте приблизительно в
пределах двух октав. Для обычной разговорной речи достаточно 4–6 тонов.
У мужчин диапазон голоса составляет в среднем от 80 до 580 Гц, у женщин
диапазон голоса находится в пределах от 170 до 1034 Гц.
Анатомические различия гортаней, особенно по длине голосовых связок,
сказывающиеся на их колебательных свойствах, приводят к разделению го-
лосов на бас, тенор, сопрано и т.д.
У мужчин различают три типа певческого голоса: тенор, баритон и бас.
− Тенор – высокий голос: длина голосовых складок колеблется в пре-
делах 18–22 мм, количество их колебаний в секунду 122-580.
− Баритон – голос средней высоты: длина голосовых складок – 22–24
мм, количество колебаний 96–426 в секунду.
− Бас – низкий голос: длина голосовых складок – 23–25 мм, количе-
ство колебаний в секунду – 81–125.
У женщин различают: контральто, меццо-сопрано, сопрано.
− Контральто – низкий голос: длина голосовых складок 20–22 мм,
количество их колебаний 145–690 в секунду.
− Меццо-сопрано – голос средней высоты: длина голосовых складок
18–21 мм, количество колебаний 217–864 в секунду.
− Сопрано (драматическое, лирическое и колоратурное) – высокий
голос: длина голосовых складок 10–17 мм, количество их колебаний
258–1 304 в секунду

89
Диапазон голоса у детей значительно меньше, чем у взрослых. С возрас-
том диапазон детского голоса увеличивается (почти одинаково у мальчиков
и девочек), охватывая примерно следующие границы:
от 8 до 10 лет – 320-512 Гц;
от 10 до 12 лет – 290-580 Гц;
от 12 до 14 лет – 256- 680 Гц
Как у мальчиков, так и у девочек встречаются дискантовые и альтовые
певческие голоса: дискант – высокий детский голос, альт – низкий голос.
Ограниченность диапазона детского голоса необходимо учитывать при под-
боре репертуара для исполнения детьми на уроках пения и во время детских
самодеятельных выступлений.

Регистры голоса. В каждом из диапазонов есть несколько регистров. Ре-
гистром называют ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру
звучания. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный
(микст).
Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем ре-
зонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибра-
цию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно
смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикуляр-
ном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному реги-
стру относят низкие тоны голоса. Грудное резонирование сообщает звуку
полноту и объемность звучания.
Головной регистр характеризуется головным резонансом, который
можно обнаружить при фонации в виде вибрации костей черепа, положив
руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный
голос. Он отличается бедностью обертонов. Головным регистром пользуются
на верхних тонах диапазона
Смешанный голос (микст) более богат обертонами, по сравнению с
фальцетом, но беднее, чем грудной голос. Голосовая щель закрывается не
полностью, связки колеблются более широкой поверхностью, чем при фаль-
цете, а иногда и всей своей массой. К миксту относятся средние тоны голо-
сового диапазона.
В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у
взрослых) – преимущественно микст. У детей до периода полового созрева-
ния функционирует только фальцетный голос.

Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ приведе-
ния в действие голосовые связок, находящихся в покое. Атаку звука называ-
ют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три
вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.
При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука,
затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосо-

90
вую щель и вызывает колебание связок. Для твердой атаки характерно нали-
чие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой
атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду,
недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!» При твердой атаке происхо-
дит излишнее напряжение голосовых связок.
При мягкой атаке момент смыкания связок и начало выдоха совпадают, и
сразу же после соприкосновения связки начинают вибрировать. Например:
«Ах, как здесь хорошо!» Мягкую атаку считают наиболее употребительным и
физиологически обоснованным способом приведения в действие голосовых
связок, так как она благоприятно отражается на качестве звучания голоса.
Во время придыхательной атаки выдыхаемый воздух начинает прохо-
дить через голосовую щель до смыкания голосовых связок, причем слышен
шум трения воздуха о края связок, и лишь затем голосовые связки смыкают-
ся и начинают вибрировать. Примером придыхательной атаки является про-
изнесение украинского и английского или немецкого h в сочетании с после-
дующим гласным, например в слове Ганна (украинское произношение) или в
немецком слове haben.
У грудных детей крик, выражающий недовольство, сопровождается твер-
дой атакой, а лепет, выражающий удовлетворение и спокойствие, происхо-
дит при мягкой атаке

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

  • Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме.
  • На выдохе ребра плавно сужаются и .
  • Воздух поднимается по трахее и бронхам, к глотке, где прикреплены голосовые связки.
  • Когда струя воздуха попадает на голосовые связки, они начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
  • Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде.
  • А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы своим вниманием — в нос, рот, чувствуем вибрации в голове, груди, лице, затылке...
  • Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции.
  • Заполняем звуком рот, выпускаем его на открытой улыбке вперед и… поем!

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


Р азвитие голоса всегда требует верной диагностики его типа. Поставить верный диагноз - верно определить тип голоса вначале обучения одно из условий правильного его формирования. В формировании характера голоса играют роль не только конституционные факторы, но и приспособления, т. е. приобретенные навыки, привычки.

Когда начинающий певец, копируя какого-либо любимого артиста, поет несвойственным ему характером голоса, «басит», «тенорит», и т. п., то чаще всего это легко определить на слух и исправить. В этом случае естественный, природный характер голоса выявляется со всей очевидностью. Однако бывают случаи, когда голос звучит естественно, ненапряженно, в основном верно, и все же характер его остается промежуточным, невыявленным.

Определение типа голоса следует вести по ряду признаков. К числу их нужно отнести такие качества голоса, как тембр, диапазон, место расположения переходных нот и примарных тонов, способность выдерживания тесситуры, а также конституциональные признаки, в частности анатомо-физиологические особенности голосового аппарата.

Тембр и диапазон обычно выявляются уже на приемных испытаниях, но ни тот, ни другой признак в отдельности еще не могут нам с уверенностью сказать, каким голосом обладает ученик. Бывает, что тембр говорит за один тип голоса, а диапазон ему не соответствует. Тембр голоса легко деформируется от подражания или неправильного пения и может обмануть даже придирчивый слух.

Встречаются и голоса с весьма широким диапазоном, захватывающим ноты нехарактерные для данного типа голоса. С другой стороны, встречаются и такие, которые имеют короткий диапазон, не достигающий нужных для пения в данном характере голоса тонов. Диапазон у таких певцов чаще всего бывает укорочен с одного края, т. е. либо недостает нескольких нот в верхнем его отрезке, либо в нижнем. Редко когда он бывает сужен с обоих концов.

Дополнительные данные, помогающие классифицировать голос, мы получаем из анализа переходных нот. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте. Этим-то и пользуется педагог, чтобы вернее поставить диагноз типа голоса.

Типичные переходные ноты, также варьирующие у разных певцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - соль первой октавы.
Баритон - ре-ми-бемоль - ми первой октавы.
Бас - ля-си - си-бемоль малой до-до-диез первой октавы.
Сопрано - ми-фа-фа-диез первой октавы.
Меццо-сопрано до-ре-ре-диез первой октавы.

У женщин этот типичный регистровый переход находится в нижнем отрезке диапазона, а у мужчин - в верхнем.

Кроме этого признака в определении типа голоса могут помочь так называемые примарные звуки, или звуки, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Как было установлено практикой, они чаще всего находятся в средней части голоса, т. е. у тенора в области до первой октавы, у баритона - в области ля малой, у баса - фа малой октавы. Соответственно и у женских голосов.

Правильное решение вопроса о типе голоса может подсказать также способность певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса. Под тесситурой (от слова tissu - ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении.

Таким образом, понятие тесситуры отражает тот участок диапазона, где голос чаще всего должен держаться при пении данного произведения. Если голос, близкий по характеру к теноровому, упорно не держит теноровой тесситуры, то можно сомневаться в правильности выбранной им манеры голосообразования и говорит за то, что данный голос, вероятно, - баритон.

Среди признаков, помогающих определить тип голоса, имеются и анатомо-физиологические. Давно отмечено, что разным типам голосов соответствует различная длина голосовых связок.Следует помнить также, что голосовые связки могут быть по-разному организованы в работе и поэтому использованы для образования разных тембров. Об этом ясно говорят случаи смены типа голоса у профессиональных певцов. Одни и те же голосовые связки могут служить для пения разными типами голосов в зависимости от своего приспособления.Все же типовая их длина, а при опытном взгляде фониатра и примерное представление о толщине голосовых связок, могут ориентировать в отношении типа голоса.

Фониатры уже давно вывели взаимосвязь между длиной голосовых связок и типом голоса. Согласно этому критерию, чем короче связки, тем выше голос. Например, у сопрано длина голосовых связок 10-12 мм, у меццо-сопрано длина связок 12-14 мм, у контральто – 13-15 мм. Длина голосовых связок мужских певческих голосов составляет: у тенора 15-17 мм, у баритона 18-21 мм, у баса 23-25 мм.

В ряде случаев уже при выходе певца на эстраду можно безошибочно судить о типе его голоса. Поэтому и существуют, например, такие термины, как «теноровая» или «басовая» внешность. Однако связь между типом голоса и конституциональными особенностями организма нельзя считать разработанной областью знаний и опираться на нее при определении типа голоса.