Певческие регистры. Мужские и женские певческие голоса. Женские певческие голоса

Регистры голосовые

виды тембра в человеческом голосе, как мужском, так женском. Грудной регистр принадлежит нижней части голоса; его звуки свободны, густы. Головной Р. принадлежит верхней части голоса; звуки менее естественны и отличаются напряжением. Смешение обоих Р. встречается в средней части голоса и называется средним Р., или медиумом. В мужском голосе верхние, чисто головные ноты называются фальцетом, или фистулой (см. Голос). В органах название Р. носят поршни, открывающие доступ воздуха к известному набору флейт или труб того или другого тембра. Р. приводятся в действие регистровыми кнопками, помещающимися по бокам и над клавиатурой (см. Орган).

Н . С.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Регистры голосовые" в других словарях:

    - (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme). 1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… … Музыкальная энциклопедия

    Ручные гармоники язычковые клавишно пневматические музыкальные инструменты, класс гармоник. Звук в таких инструментах извлекается путём воздействия на их свободно проскакивающие в проёмах планок язычки (голоса) струёй воздуха,… … Википедия

    ГОЛОС - ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно… … Большая медицинская энциклопедия

    - (лат. Gutturales verae, нем. Kehlkopflaute) образуются в гортани (см.) деятельностью голосовых связок. Гортань (собственно голосовая щель) имеет четыре следующих артикуляции: 1) голосовая щель широко раскрыта и беспрепятственно пропускает… …

    Тесситура - (ит. tessitura ряд тонов в диапазоне голоса) высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. Например, если диапазон рассматриваемого голоса лежит в пределах 100 250 Гц (баритон), а в данный момент… … Педагогическое речеведение

    Таманьо, Франческо Франческо Таманьо Основная информация Полное имя Francesco Tamagno Дата рождения … Википедия

    - (от греч. φωνητικός = звуковой, голосовой) отдел языкознания, занимающийся изучением звуковой стороны языка. Термин этот недостаточно точен и определенен. По своему этимологическому составу он должен бы означать учение о всяких звуках вообще, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Певческий процесс в современной вокально-хоровой педагогике рас-сматривается с точки зрения звукообразования (голосообразования) и зву-коизвлечения (вокальной техники и исполнительства). Одним из важных элементов процесса звукообразования является единотембровая выстроен-ность регистров голосов хора. Появление единотембренности на всем диапазоне, полетности и выносливости голосов тесно связано с работой по выравниванию регистров. Эта работа необходима в хоре старшекласс-ников и взрослом хоре.

Регистр – это ряд однородных по тембру звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом. В зависимости от преимущественного исполь-зования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной

и смешанный регистры. Регистровое строение голосов у мужчин и женщин разное, оно зависит от особенностей строения гортани.

В женском голосе, в связи со строением гортани, имеются 3 нату-ральных регистра: грудной, медиум (средний) и головной. Задача хормей-стера – настроить хоровые голоса на режим микста (mixt – смешанный), чтобы на всем диапазоне отчетливо проявлялось смешение грудного и го-ловного резонирования. Грудной регистр занимает у низких женских и детских голосов квинту – сексту, у высоких – терцию. Грудной регистр оз-вучивается грудным резонатором, голосовые связки на этом участке смы-каются плотно, всей массой. После переходных нот (у сопрано и первых альтов – ми бемоль – фа диез 1-й октавы, у вторых альтов – до – ми бемоль 1-й октавы) начинается средний регистр. Этот регистр имеет смешанное от природы звучание. Здесь наблюдается смешанный тип колебаний голосо-вых связок, головной и грудной резонаторы озвучиваются одновременно.


После второго перехода (у сопрано – ми бемоль – фа диез, у альтов до – ми бемоль 2-й октавы) начинается головной регистр. Здесь связки работают по типу фальцетного смыкания (краями), в этом регистре активно озвучи-вается головной резонатор.



Основная сложность выравнивания регистров состоит в том, чтобы обучить певцов правильно, т. е. смешанным звуком, исполнять переходные ноты своего диапазона, используя для этого приемы округления или при-крытия.

Методика выравнивания (сглаживания) регистров мужских голосов получила название «методика прикрытия», а выравнивания женских голо-сов – «методика округления».

В современной вокальной педагогике использование округления объясняется тем, что природой дано женским голосам смешанное голосо-образование на среднем регистре, поэтому достаточно использовать прием округления для перенесения микстового звучания на крайние регистры, чтобы голос зазвучал темброво ровно. Округление звука осуществляется за счет придания полости рта куполообразной формы, где активно задейство-вано мягкое небо.

Работу по выравниванию регистров женских голосов обычно начи-нают с центрального участка диапазона (примарной зоны), постепенно расширяя смешанное голосообразование вверх и вниз по диапазону.

В мужском непоставленном голосе выделяют два натуральных реги-стра – грудной и фальцетный. В грудном регистре мужского голоса, зани-мающем около 1, 5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давле-ние, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название ре-гистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков (ми бемоль – фа диез 1-й октавы у теноров, до – ми бемоль 1-й ок-тавы у баритонов, си малой – ре 1-й октавы у басов). При желании спеть более высокие звуки голос «ломается» (вследствие резкой перемены меха-низма голосообразования) и переходит на фальцет. В связи с тем, что голо-совые складки начинают работать краями, голос теряет силу и тембровые краски.

Благодаря французскому тенору и педагогу Ж. Дюпре в вокальной мужской практике с конца 40-х годов XIX века стал использоваться прием


прикрытия (voix mixt sombree) при формировании верхнего участка диапа-зона, что увеличило выносливость больших нагрузок, расширило исполни-тельские возможности оперных певцов.

Основные правила освоения прикрытия: смешение певческого звучания (с дозированием грудного и головного резонирования) в центре диапазона, притемнение (сомбрирование) голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания.

Наблюдаемое притемнение певческого тембра, при использовании приема прикрытия, происходит благодаря перестройке верхних резонато-ров и некоторому расширению нижней части глотки. Экспериментально было доказано, что прием прикрытия помогает снять излишнее напря-жение с голосовых складок у мужчин во время смешанного звукообразо-вания.

Известно, что смешанное звучание голоса может быть образовано от разного соотношения грудного и головного резонирования. При вырав-нивании перехода к верхнему регистру важную роль в мужских голосах начинает играть озвучивание головного резонатора и преобладание в сме-шанном звучании доли фальцетного. Вот почему опытные хормейстеры считают, что мужчинам-певцам «при сглаживании регистров полезно научиться петь в верхнем регистре хорошим фальцетом, используя это как средство овладения смешанным звуком» . Для этого рекомендует-ся использовать гаммообразные упражнения в нисходящем движении, от фальцетного регистра к грудному, без остановки на верхних нотах. Во время вокализации высоких звуков следует избегать моментов форси-рования. При переходе в грудной регистр певцы должны следить за сохра-нением тембра головного резонирования.

Упражнения при выравнивании регистров мужских и женских голо-сов необходимо исполнять в умеренно-тихой динамике и неторопливом темпе. Мелодика упражнений может строиться на опевании звуков, дви-жении по секундам, терциям вниз и вверх, а также включать гаммообраз-ные движения и скачки на квинту – октаву. Упражнения рекомендуется вокализировать на гласные: у, о, а, сочетая их с другими гласными и со-гласными звуками (чаще сонорными согласными).

М. С. Осеннева и В. А. Самарин, обращаясь к молодым хормейсте-рам, советуют: «В занятиях с хором следует помнить, что верхние и ниж-ние участки певческого диапазона формируются только после образования


и т. д. Особое внимание обращается на округление звуков, прилегающих к границам регистров. Переходные звуки следует прикрывать. При изме-нении гласных изменяется форма нижней части глотки. Так, на гласном [у] она расширена, звук имеет темную окраску. На [а] глотка сужена, звук тя-готеет к светлому тембру. Гласные [о], [э], [и] являются промежуточными между [у], [а]. В целях достижения прикрытия отдельных гласных реко-мендуют петь [а] с призвуком [о], [и] – с призвуком [у], [е] – с четким переходом на прикрытое [э]. Призвуком [у] рекомендуется пользоваться осторожно» .

Распевание хора

Распевание – это вокально-слуховая настройка певцов хора. Цель распевания – подготовить хор к творческой работе над репертуаром.

Основные задачи распевания:

Вокально-слуховой настрой хора, приведение его в рабочее состояние;

Работа над упражнениями, формирующими основные вокально-хоровые умения и навыки.

В хоровой практике сложились следующие принципы распевания:

Систематичности и последовательности;

Осознанности участниками хора вокальных задач и техники испол-нения хоровых упражнений;

Постепенного усложнения упражнений от простых к более слож-ным, по мере приобретения вокальных навыков;

Прочности закрепления вокально-хоровых умений и навыков.

В хоровом пении широко используются следующие формы распева-ния: общехоровое (полным составом), групповое (по партиям), индивиду-альное.

В распевание хора обычно включаются следующие упражнения:

Унисонные (для вокально-слуховой настройки и выравнивания гласных);

Упражнения на штрих легато (для выработки кантиленного пения);


Упражнения на различные способы звуковедения (legato, staccato, non legato);

Широкообъемные упражнения (для выравнивания регистров и раз-вития певческого дыхания);

Гармонические упражнения а капелла (для формирования зонного строя в хоре);

Упражнения на дикцию или скороговорки (для активизации артику-ляционного аппарата и эмоционального настроя хора).

При выборе скороговорок следует обращать внимание на сочетание в них гласных звуков. В начинающем хоре удобнее использовать скорого-ворки с повторяющимися одинаковыми гласными звуками (От топота ко-пыт пыль по полю летит). В подготовленном хоре необходимо, наоборот, осваивать различные сочетания гласных и согласных (Бык-тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа).


В качестве упражнений в распевании могут использоваться фрагмен-ты из разучиваемых сочинений.

Средняя продолжительность распевания – 15 минут. Возможны и более короткие и более продолжительные занятия распеванием, связанные

с болезненным состоянием, усталостью певцов. Певческая установка при распевании – в положении стоя (опора на обе ноги, спина прямая, плечи развернуты, руки свободны). Правильная певческая установка облегчает процесс фонации.

Существуют два главных способа проведения распевания – с инст-рументом и а капелла. Каждый из них имеет свои преимущества. Когда используется инструмент, имеется возможность непрерывного звукового контроля за качеством певческого звука и интонационным ансамблирова-нием с сопровождением. Когда распевание проводится без сопровождения инструмента, чрезвычайно обостряется слуховой контроль певцов, разви-вается навык ансамблирования в партии и в хоре в целом. Поэтому целесо-образно применять оба способа.

При проведении распевания хормейстеру необходимо уметь играть на инструменте сопровождение к вокальным упражнениям, транспониро-вать их, уметь одновременно играть, петь и дирижировать.

Пение – сложный процесс и требует координации всех элементов голосового аппарата. Только хорошо подготовленный специалист знает о взаимодействии и взаимовлиянии всех довольно хрупких органов, составляющих голосовой аппарат, владеет методами и приемами его на-стройки. Но вокальная работа в хоре не ограничивается настройкой и тех-ническим развитием певческих голосов, главная ее задача – формирование исполнительской культуры хорового коллектива.


Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значимость и содержание вокальной работы в хоре.

2. Назовите основные принципы, методы и формы вокально-хоровой

3. Охарактеризуйте своеобразие певческого дыхания и приемы рабо-ты над ним в хоре.

4. Обоснуйте преимущества использования разных видов атаки на начальном этапе обучения пению.

5. По какому признаку определяется выравненность певческого голоса?

6. Охарактеризуйте методику выравнивания регистров мужских и женских голосов.

7. Сформулируйте цель и задачи распевания хора.

8. Назовите основные принципы распевания?

9. Охарактеризуйте певческую установку при распевании.

10. Назовите способы проведения распевания хора.

1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 68 с.

2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:

учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 271 c.

3. Казачков С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 191–270.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Л.: Музыка, 1988. – 72 с.

5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.:

Владос, 2003. – С. 90–118, 140–191.

6. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.


8. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.:

СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – С. 59–189.

9. Яковлева А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голо-сов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.:

Музыка, 1984. – Вып. 7. – С. 73–86.

Количество регистров , или звуковой объём , который может охватить певец , называется вокальным диапазоном (диапазоном голоса) . Диапазон у мужчин и женщин разный, что заметно в разговорной речи : голос у мужчин грубее, что связано с более толстыми, чем у женщин, голосовыми складками (связками ) .

Регистр зависит от частоты колебания голосовых складок. Этим же определяется его высота : высокий регистр возникает при высокочастотных колебаниях , средний и низкий – при соответствующих.

Впервые теорию регистров выдвинула старая итальянская школа пения в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков, где выделяли всего два регистра: грудной и головной . Однако столетие спустя появлялись другие теории, со своим количеством регистров; в девятнадцатом веке новая теория трёх регистров стала соперничать со старой, двухрегистровой . Мануэль Гарсиа-сын, испанский бас и вокальный педагог , в своей научной работе от 1841 года дал определение регистра, в котором пытался совместить две противоборствующие теории. Он повлиял на все последующие работы и учения.

Гарсиа выделял три типа певческих регистров: грудной , средний и головной . Некоторые современные учителя пения, также выделяющие три регистра, по-разному называют их для мужчин и женщин: для первых это грудной, головной и фальцет ; для вторых – грудной, средний и головной. Но не все согласны с таким делением; большинство следует теории, по которой их четыре:

штробасс , самый низкий, при котором голосовые складки практически не вибрируют (не ниже 20 Гц); его верхняя граница совпадает с нижней границей грудного голоса;

модальный (речевой) регистр, следующий за штробасом, как очевидно из названия, характерен для разговорной речи; звуки богаты обертонами (гармониками ) , но по-прежнему низки по частоте;

– фальцет, который часто объединяют с головным регистром или считают верхним его участком; возникает при колебании не всех голосовых складок, а лишь их слизистой оболочки ; беден обертонами, но богат частотами;

свистковый , самый высокий, до 2400 Гц, является самым загадочным: во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых складок, так как гортань перекрывается надгортанником ; его же труднее всего достичь: не все женщины способны воспроизвести данный регистр, мужчины – и подавно. Дети, напротив, могут неосознанно его использовать, но некоторые врачи считают его вредным для здоровья голоса , полагая, что он может привести к дисфонии и иным нарушениям голоса .

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются вокальные педагоги, – научить подопечного плавно переходить от одного регистра к другому так, чтобы слушатели не заметили границ между регистрами (порогов) . При переходе этих границ голос неопытного певца ломается , меняет свою окраску .

Типы голоса

Певческий диапазон настолько тесно связан с разновидностями певческого голоса , что эти термины часто между собой путают.

Всего в настоящее время выделяют шесть типов голосов, по три для каждого пола.

Для женщин:

сопрано , самый высокий голос, от «до» первой октавы до «до» третьей , делящийся на более узкие типы: колоратурное сопрано , лирико-колоратурное , лирическое , лирико-драматическое , драматическое ;

меццо-сопрано , от «ля» малой октавы до «ля» второй : высокое (лирическое ) и низкое (драматическое ), иногда выделяют среднее (колоратурное );

контральто , самый низкий женский голос, от «фа» малой октавы до «фа» второй октавы ; его принято делить на те же три типа, что и меццо-сопрано.

Для мужчин:

тенор , самый высокий, от «до» малой октавы до «до» второй : лирический тенор , лирико-драматический, драматический и баритональный;

баритон , от «ля» большой октавы до «ля» первой , в целом повторяет предыдущий, кроме последнего – бас-баритон ;

бас , самый низкий, от «ми» большой октавы до «ми» первой ; деление повторяет меццо-сопрано.

В эпоху барокко (шестнадцатый – начало семнадцатого века) композиторы писали оперные роли специально для певцов-кастратов , способных петь в женском диапазоне (контратенор , от «ми» малой октавы до «ми» второй ). После кастрации у мальчиков прекращалось гормональное развитие и голосовые складки не утолщались, – голос не проходил через мутационный (пубертатный ) период . Необходимость в певцах-кастратах была связана с этикетом: как и во времена античности, женщинам запрещалось принимать участие в трагических театральных представлениях и присутствовать на них.

Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо (см. определение Глиссандо) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.

Falsetto - Фальцет

Whistle Register - Свистковый регистр

Stroh bass - Штро бас

Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов. Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.

2. Фальцет .

Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше. Вот пример фальцета. Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.



Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.

4. Свистковый регистр.

Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре. Пример(Адам Лопес)

5. Штробас.

Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте", что придаёт голосу некоторую сексуальность, как показано ниже в примере номер 1:



Второй пример демонстрирует, как низко можно издавать звуки при помощи штробаса. Практического применения это почти не находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.

6. Inward singing - Пение на вдохе.

Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются на выдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.

Связки

Когда мы поём, то обычно не задумываемся о том, как наши связки издают звук. Моя преподавательница сказала бы "И правильно делаете!". Многие слишком зацикливаются, пытаясь подробно разобраться в том, что и как работает. Знать что к чему, хотя бы для общего развития, конечно необходимо, но не забывайте - мы не паталогоанатомы. Посмотрите на картинку (рисовал как мог, так что не ругайте):

Tongue - язык

Vocal cords - связки

Как видно из рисунка связки расположены довольно глубоко, поэтому чтобы к ним подобраться нужно очень постараться - одним зеркальцем тут не обойтись. Вот ещё одна иллюстрация гортани в разрезе. На английском голосовые связки называются vocal cords или vocal folds. Кроме истинных вокальных связок существуют и ложные вокальные связки - false folds.

Сами связки представляют из себя не самую красивую картину. Вот тут можно увидеть видео на котором сняты связки человека и то, как они работают в разных режимах. Говоря простым языком - две упругие складки вибрируют при смыкании, когда между ними проходит воздух.

Используем шарик, чтобы понять принцип работы связок. Сдавите шарик, но вместе с тем удерживайте пальцами края отверстия, чтобы воздух не выходил. Теперь слегка отпустите края отверстия чтобы воздух немного вышел. Поэкспериментируйте с краями отверстия, чтобы убедиться, какие разные звуки оно издаёт в зависимости от количества выходящего воздуха. То же самое происходит и с нашими связками – мы контролируем высоту и громкость звука подавая больше или меньше воздуха или растягивая (отпуская) связки. Самое интересное, что индивидуальность голоса зависит не столько от связок, сколько от всего вокального тракта. Если бы мы "вытащили" наши связки наружу, то услышали бы однообразный бесцветный звук.

Многие музыкальные инстременты работают по принципу колебаний мембраны. Например - та же русская гармошка. Когда гармонист растягивает меха, воздух втягивается в инструмент через клапаны, открываемые нажатием кнопок. Каджый клапан открывает своё отверстие, над которым находятся пара металлических язычков. Язычки колебаются под действием входящего/выходящего воздуха и издают звук. Высота звука зависит от размеров язычков - толщины, длины и ширины, а так же от материала из которого они изготовлены. Такая аналогия помогает понять принцип действия наших вокальных связок.

Опора

Что такое опора? Зачем она нужна и как её развить? В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы. Сперва – что такое опора? Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, позволяющей певцу петь свободно и не напрягаясь. Это ощущение приходит не сразу, а только с практикой, при условии, что вы правильно формируете звук, хотя, бывает, что у некоторых опора работает сразу.

Обычно именно ваш преподаватель говорит вам, что звук стал опёртым и просит вас запомнить физические и вокальные ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания. Мозг анализирует огромное количество информации и образует новые связи в соответствии с поступающими данными. Стоит закрепить неверный навык и он останется с вами надолго. Переучиться крайне сложно. Именно поэтому так важно в процессе обучения иметь рядом опытного педагога. В общем опору нужно рассматривать как совокупность ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии.

На самом деле ощущение опоры довольно субъективно и каждый ощущает её по разному. Большинство думает, что это столб воздуха поддерживаемый дифрагмой и упирающийся в нёбо. Многие считают, что опора – это напряжение дыхательных мышц, обеспечивающих необходимое давление на связки. Некоторые ощущают опору, как давление воздуха под связками – они рассматривают опору, как поток воздуха, удерживаемый связками. И, наконец, есть такие, которые считают, что воздух должен упираться в зубы. Таким образом разница в ощущениях приводит к различной терминологии. Некоторые говорят о опоре голоса, изолируя это понятие от опоры дыхания; другие считают, что это одно и то же. Что же мы имеем в итоге? У нас есть такие разные понятия, как акустическая опора, опора дыхания и опора голоса. Эта разница на самом деле основана на различии в способах звукообразования.

Итак. Зачем нужна опора в пении? Как и было сказано ощущение опоры облегчает работу гортани, увеличивает выносливость голосового апарата. Напряжение связок сводится к минимуму слаженной работой дыхательной и вокальной системы. В книге Дмитриева "Основы вокальной методики " описываются исследования этого эффекта с помощью рентгена. Был открыт один интересный факт. Ощущение опоры у опытных певцов всегда сопровождалось заметным сужением гортани прямо над связками! Рисунок ниже несколько схематичен, но принцип понять можно...

Этот интересный для нас факт можно использовать для развития опоры. Сужение гортани создаёт нечто вроде камеры с дополнительным сопротивлеинем и берёт на себя возможные нагрузки. Таким образом при правильном дыхании наши связки могут совершать колебательные движения без напряжения затрачивая минимум энергии на сопротивление давлению воздуха под ними. Другими словами нужно найти баланс между давлением воздуха под и над связками. Как это сделать? На практике можно используйте тот факт, что гортань слегка сужается, когда вы стонете или задерживаете дыхание. Попробуйте. Сделайте вдох диафрагмой и задержите дыхание как если бы вы собирались нырнуть на большую глубину. Расслабьтесь и выдохните. Чувствуете разницу? Попробуйте ещё. В конце повтрите вдох и с этой позиции начните петь.

Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у вас проблемы с интонацией, значит скорее всего виновата опора, а точнее её отсутствие. Если вы чувствуете, что вам хронически не хватает дыхания - это опять таки опора подвела. Если у вас быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте...то у вас отсутствует, либо слабо развита опора. Как видите - всё упирается в опору, простите уж за каламбур.

PS. Никакая книга не научит вас как опирать звук, обязательно консультируйтесь у педагога!

1. Шумовой регистр

4. Свистковый (флейтовый) регистр

Это тот голосовой регистр, который идет еще выше головного! правда, этот регистр есть не у всех. У детей, как правило, он есть, а также у здоровых молодых вокалистов. А у людей, так сказать, постарше, он отсутствует. Эх, возраст..

5. Есть еще один вид регистра голоса - средний регистр (смешанный) . Но мы о нем не сказали, потому что он не является физиологическим регистром, но очень важен для общего понимания сути. Он появляется путем наложения речевого регистра на головной. Сейчас попробую описать, откуда он берется.

Как определить диапазон голоса? Ищем средний регистр

Итак, для начала нам нужно определить диапазон Вашего речевого регистра. Пропойте саму низкую ноту, которую только сможете взять. Найдите эту ноту на клавиатуре пианино (если нет пианино, воспользуйтесь онлайн пианино Pianoplays.com). Теперь поднимайте голос выше и остановитесь там, где Вам уже не удобно петь в речевом режиме, где голос уже срывается на фальцет. Теперь эту самую высокую ноту также найдите на пианино. Таким образом, расстояние от самой низкой ноты Вашего речевого голоса до самой высокой - это и есть диапазон Вашего речевого (грудного) регистра.

Теперь определим диапазон Вашего фальцета (головного, верхнего регистра голоса). Но начните его определять сверху: спойте фальцетом самую высокую ноту, которую только сможете взять. Найдите ее на пианино. Постепенно голосом двигайтесь вниз до тех пор, пока он (голос) не перейдет на речевой режим. Найдите эту крайнюю ноту на пианино.

Если Вы все внимательно сделали и нашли крайние ноты обоих регистров на пианино, то должны были заметить, что оба этих регистра как бы накладываются друг на друга. Т. е. несколько самых высоких нот речевого диапазона являются несколькими самыми низкими нотами головного диапазона. Посмотрите, о чем я говорю:

Таким образом, те ноты, которые находятся в районе наложения, можно спеть как речевым, так и головным голосом. Этот район наложения и является Средним (смешанным) регистром .

Переходим на следующий урок, где мы с Вами узнаем о том, как "прокачать" этот самый средний регистр, чтобы брать высокие ноты!