В этой статье будет рассказано и показано как из различных старых запчастей советских звуковых колонок и электротехнических деталей можно изготовить трехполосная акустическая система удовлетворительного качества. Основной задачей автора при сборке системы, было желание сделать качественную вещь по минимально возможной цене.
Материалы и детали, которые были задействованы для сборки трехполосной акустической системы:
Динамики низкой частоты 25гд26
-динамики средней частоты 3гд8е
-высокочастотные динамики 10гдв-35
-фильтр от с90
-корпусы других звуковых устройств
-деревянные бруски
-болты, саморезы
-клей ПВА
-наждачная бумага
-ДСП
-грунтовка
-герметик
-различные инструменты
и другие детали, которые вы можете заметить на приведенных ниже фотографиях.
Рассмотрим подробнее, что именно повлекло автора заняться этой самоделкой , а так же сам процесс сборки трехполосной акустической системы.
В настоящее время в магазинах торгующих электроникой можно найти огромный выбор разнообразных акустических систем, в том числе активных. Но бюджетная ценовая категория таких систем, несмотря на свой приятный вид, в основном имеет не совсем хорошее звучание, которое не дотягивает до проверенных временем советских звуковых колонок, таких как С30 и С50.
Поэтому целью данного проекта было создание добротной самодельной акустической системы, которая будет надежно работать и иметь достойные звуковые показатели, затратив при этом минимальное количество средств, используя детали, которые можно достать по самым низким ценам на барахолках. В итоге собрав все необходимые материалы, автор приступил к созданию своей акустической системы
Основой любой акустической системы являются динамики. Динамики, которые удалось заполучить автору, были в потрепанном состоянии, так как динамики средней частоты, например, были взяты от устаревшего радиоприемника, который не использовался в течение около 20 лет и все это время стоял на чердаке у приятеля автора. Примерно такая же ситуация была и с динамиками высокой частоты, которые были взяты от системы с90, как и некоторые другие детали. Поэтому первым делом автор приступил к их обновлению и приведению в надлежащее работоспособное состояние. К примеру, низкочастотные динамики 25гд26 собирались из нескольких штук, при этом катушки, естественно, были намотаны заново. Для их намотки был использован провод максимального возможного диаметра, а проводящие косички сделаны длиннее, что в итоге положительно отозвалось на четкости звучания.
Когда основная функциональная часть будущей акустической системы была приведена в порядок, автор принялся за создание подходящего для этой системы корпуса. В качестве материалов для корпуса системы были использованы части корпуса различных акустических устройств и в частности прошлых самоделок автора. Эти корпуса были разобраны, после чего из края были зачищены для последующей новой сборки.
Работа, проводимая над созданием корпуса, хорошо отражена в приведенных фотографиях.
Для скрепления различных частей корпуса были использованы как клей ПВА, так и саморезы с брусками.
[
Задняя стенка корпуса системы собиралась из части корпуса другого устройства и листа ДСП. В итоге стенка получилась около 40 мм толщиной и была дополнительно укреплена. В качестве придания дополнительной жесткости, была использована поперечная рейка, которая послужила своеобразным ребром.
Все детали были ошкурены, сам корпус зашпаклеван и промазан герметиком. Так же производились работы по грунтовке и оклейке корпуса устройства. Кроме того, для того чтобы снизить вибрацию при работе устройства, внутренняя часть корпуса была ватином.
В итоге полученная система по субъективной оценке самого автора, легко переигрывает такие системы как «микролаб соло 6» и многие другие аналоги этой ценовой категории и не только.
Iridium 8.3i
Почему в зоопарк? Об этом чуть позже, не волнуйтесь, будет вам зоопарк. Но сперва - про полосы. Теперь уже - в акустическом смысле.
Число потребных частотных полос в акустической системе зависит в первую очередь от требований, предъявляемых к звуковому давлению и зоне покрытия. Если музыка негромкая, а вы имеете возможность эгоистично занять sweet spot (то есть оптимальную для прослушивания точку), то вполне можно обойтись двумя полосами. До середины прошлого века люди обходились и одной, хотя при этом как минимум недополучали баса, как максимум - и верха тоже. Максимум наблюдался далеко не всегда - в те поры человечество умело делать широкополосники с более высокой частотной границей, нежели у многих нынешних купольных твитеров. Другая крайняя опция - озвучка концертных залов и площадок. Там без пяти полос никто и разговаривать не станет (два баса, две середины и верх), а уж сколько головок задействовано в каждой полосе - страшное дело. Плюс ещё всякие хитрости (вроде излучателей с регулируемой дисперсией), которые создателям домашней и автомобильной акустики и не снились.
В машине негромкая музыка почему-то не прижилась, это не лифт в пятизвёздочном отеле. Помимо доброй традиции, на то есть и объективная причина психофизиологического характера. Даже если вам кажется, что в движущемся авто тихо (сами немцы постарались или вы в три слоя всё закатали), это не более чем иллюзия. В салоне на ходу бушует инфразвук (и чем больше ход, тем сильнее), его природа - шумы качения и аэродинамика. Как звук мы эти составляющие не воспринимаем или воспринимаем слабо (на границе слышимого диапазона), но слух, устроенный гораздо сложнее примитивного RTA-анализатора, подстраивает чувствительность уха (вернее, мозга, конечно) под реальную акустическую обстановку. На низких частотах - в особенности, отсюда и разные настройки в чемпионских машинах: для соревнований (на месте) и для себя (в движении). С другой стороны, ограниченный объём салона, соответственно, ограничивает и потребности в мощностях. Так что как будто отводим одну полосу сабвуферу, оставляем две полосы на собственно акустику - и всё.
Или не всё? Мы не учли, что в машине мы никогда не имеем возможности занять ту самую sweet spot - автомобильные конструкторы из вредности ставят туда рычаг КПП. Можно, наверное, известный принцип FTP (начхать на пассажира) довести до логического совершенства и установить акустику таким манером, чтобы sweet spot расположилась как раз в голове водителя. Но тогда посреди салона придётся ставить акустику, что тоже не удобно и не эстетично. А если симметрично, то оба обитателя передних сидений окажутся «не в фокусе» - и вот тут особое значение приобретают характеристики направленности излучателей. Если вы заранее обязуетесь не злоупотреблять громкостью, ставьте фронты на «четвёрках», максимум - на «пятёрках». В первом случае проблемы с направленностью излучения мидбасов почти не возникают, во втором - не слишком существенны. А вот когда мидбасы имеют калибр шесть дюймов, обеспечить точный тембр на верхней середине становится куда труднее. Вот тут-то и будет очень кстати трёхполосный фронт, поскольку полоса мидбаса ограничивается значительно ниже, а для малогабаритного среднечастотника найти более выгодное место установки куда легче. Обратите внимание: трёхполосный фронт нужен тем, кто хочет, чтобы было одновременно и громко, и музыкально, то есть практически всем. Все (ну, пусть многие) были бы не прочь вырваться за пределы отведённых для движения двух полос, вопрос в том, всем ли можно и многие ли готовы на такой манёвр.
«Отведённые две полосы» означает ещё и то, что большинство автомобилей производителями оборудуются акустикой двухполосной, при этом даже радикальная модернизация акустического оснащения может быть проведена довольно безболезненно. Трёхполосная система автоматически создаёт проблемы с инсталляцией серединки, на это готовы не все. Даже не многие.
Но раз уж вы - из избранных (я это сразу замечаю), с вами можно бы и обсудить, какие среднечастотники всё же лучше - купольные или конусные (у нас их называют диффузорными, терминологически это неправильно, потому и укоренилось, так всегда бывает). Давайте разбираться. У обычной СЧ-головки частота резонанса находится в районе 100 Гц (если это «четвёрка»), даже если «серединка» трёхдюймовая, частота резонанса всё равно не достигает 200 Гц, а значит, его нижнюю частотную границу можно выбрать в районе 350 - 400 Гц, где ухо ещё не слишком чувствительно к амплитудным погрешностям. У купольных среднечастотников частота резонанса по большей части находится в районе 700 - 800 Гц, лишь у наиболее прогрессивных представителей своего класса опускаясь ниже 500 Гц. По канонам акустики нижнюю частотную границу надо выбирать в районе 1500 Гц, а поскольку тут же находится и область наибольшей чувствительности слуха, её с разной степенью успеха стремятся опустить примерно до 1 кГц. Для большинства купольных серединок это означает опасную близость частоты резонанса, что может привести к росту нелинейных искажений и, как правило, приводит. На частоту резонанса приходится максимум хода диффузора, а подвес куполов обычно не рассчитан на сколько-нибудь значительное его смещение. Есть исключения, но они редки - правилом можно считать, что работа купольного излучателя (твитера в том числе) вблизи частоты резонанса вызывает рост нелинейных искажений.
При таких проблемах о купольных среднечастотниках можно было бы благополучно забыть, не припаси они козыри. Один из них - широкая дисперсия излучения. При типичном диаметре 54 мм купольник переигрывает даже 70-миллиметровый конусный среднечастотник, в этом случае разница не столь значительна - характеристическая частота (где излучение начинает проявлять направленность) 3,9 и 3,0 кГц соответственно, но ведь дальше - больше, 4-дюймовый диффузорник проигрывает уже «за явным преимуществом». Помимо этого, купольный излучатель не требует оформления, его корпус и есть его личный закрытый ящик. А стало быть, его проще установить в оптимальной позиции с точки зрения создания звуковой сцены. Заметим, оба этих достоинства имеют хождение в нашей отрасли, но никак не ценятся в домашней аудиотехнике. Патриархи и отцы-основатели купольников для car audio в упор не видят собственных творений, проектируя домашние колонки. У Morel и DLS купольные серединки мне не встретились ни разу, Dynaudio использует купольный СЧ-излучатель в одной, совершенно неприступной, модели, да и там в одной из пяти (!) полос.
Тут бы, наверное, самое время посетовать на ограниченность ассортимента трёхполосок, но это будет не совсем искренне, потому что ограниченность эта совершенно объяснима, с какой стороны ни взгляни. Производителей понять проще простого. Трёхполосный кроссовер вдвое сложнее двухполосного (четыре фильтра вместо двух) и более чем вдвое дороже: номиналы компонентов фильтра на 300 Гц на круг втрое больше, чем у фильтра на 3 кГц, а стоимость ёмкостей и индуктивностей с номиналом связана прямо и непосредственно. Среднечастотник (особенно купольный) - тоже удовольствие не дешёвое, а поднимать отпускную цену (в сравнении с двухполоской такого же класса) втрое решится не всякий.
Со стороны покупателя спрос на готовые трёхполосные комплекты, надо отметить, тоже не совсем ажиотажный, главная причина уже упоминалась: «выезд на встречку» практически всегда означает переделку салона той или иной степени тяжести. А раз так, наступает эскалация конфликта, появляются поканалки с процессорами, и усилия производителя и средства покупателя на могучие кроссоверы оказываются затраченными в равной степени напрасно.
И всё же есть у готовых, под ключ, трёхполосных комплектов и шарм, и достоинства, главное из которых - автономность, когда все средства деления полос система содержит в себе, а характеристики этих средств оптимизированы под использованные головки (или хотелось бы так думать). Это же развязывает руки в выборе средств усиления: каналов надо столько же, сколько и для двухполосной системы - левый и правый. Учитывая реалии жизни и неутомимость энтузиастов автозвука, в этом тесте мы решили расширить программу измерений и приводим АЧХ систем не только в штатном включении через комплектный кроссовер, но и АЧХ компонентов совместно с их фильтрами и, главное, компонентов отдельно, напрямую. Таким образом, для выбора схемы включения - штатно через кроссовер, поканально без кроссовера или в смеси, по 2,5-полосной схеме - есть вся необходимая информация, которую мы дополнили своими добрыми советами, где необходимо.
Теперь, наконец, обещанный зоопарк. Участники теста оказались настолько непохожими ни друг на друга, ни на что-либо ещё, что аналогия со зверинцем возникла в самом начале работы над тестом. Ведь туда ходят не на Барсика или Жучку посмотреть, эти - на каждом углу, а жираф или утконос - только там.
Судите сами. У одного из участников басовые динамики не только калибром (это не такая уж редкость), но и повадками схожи с сабвуфером - они спокойно могут обойтись без саба, не требуя от их владельца жертвовать качеством или количеством баса. У другого 4-дюймовый среднечастотник оказался (если в обход фильтра) более басовитым, чем басовик - у другого. Ещё у одного вообще среднечастотником работает твитер, а пищалкой (нет, не среднечастотник) - ещё один твитер, и в отношении этой акустики наш добрый совет может удивить.
Однако прежде чем начать удивляться (а для этого на следующих страницах будут и другие поводы), хочу сделать ещё два разъяснения. В некоторых случаях вас, как довольно опытного читателя, может озадачить форма АЧХ акустики в штатном включении, весьма далёкая от неколебимой горизонтали. Не спешите переворачивать страницу, вначале взгляните на АЧХ, снятую под углом к оси. Одна из моделей акустики в этом тесте в принципе не рассчитана на работу по оси, и это демонстрирует то, что изготовитель знал о реальных условиях её будущей работы, а теперь мы знаем, что он знал. Второе замечание: метод MLSSA, которым мы пользуемся при измерении частотных характеристик, и наш стандарт представления результатов строги и безжалостны в той же степени, в какой точны и справедливы. Для иллюстрации этого обстоятельства я не поленился перегнать АЧХ одного из участников, на первый взгляд - довольно причудливую, в формат данных RTA-анализатора, которым пользуются мои коллеги при измерениях в салоне автомобиля, туда же ввёл нашу стандартную передаточную функцию. График - перед вами, найдите потом среди участников того, к которому он относится, это будет интересным занятием, и сравните первое впечатление. В рубрике «Системы» третьоктавная гистограмма могла бы претендовать на лестную оценку, там такое иной раз бывает…
Что из этого следует? Что факторы, привнесённые в итоговую частотную характеристику поведением салона, зачастую более мощны, чем поведение акустики в искусственно созданных безэховых условиях. Вот, собственно, всё, милости прошу в наш зоопарк…
МЁД & ДЁГОТЬ
Ну как вам, понравилось в зоопарке? Сейчас, когда экскурсия завершена, становится очевидным: самым грациозным из обитателей надо признать DLS. «Лидер», и вполне заслуженно. В таком сложном деле, как создание трёхполосной акустики, всегда есть простор для совершенствования, но у DLS Iridium его меньше, чем у кого-либо из одноклассников. Два участника, VIBE и PHD, устроены очень интересно и предоставляют огромный простор для экспериментов. Однако не все потенциальные пользователи трёхполосной акустики по совместительству отважные исследователи, поэтому мы не рискнём адресовать её широким кругам населения. Это на любителя и энтузиаста. А вот акустика Cadence удивила. В хорошем смысле. И заложенные в конструкцию идеи, и их реализация, и звучание произвели впечатление. Так что Cadence - «Фаворит», никаких колебаний на этот счёт у нас нет.
Динамики могут быть установлены в различные места салона автомобиля как с применением специальных подиумов, так и в штатные места. Для усиления эффекта рекомендуем также воспользоваться шумоизолирующими материалами, подробнее с их ассортиментом вы можете ознакомиться здесь – ссылка на соответствующий раздел. Благодаря этому звук получается более насыщенным.
3-полосная акустика в авто: особенности и ассортимент
Данная акустическая система называется компонентной и состоит из трех динамиков пассивного типа. Используемые в конструкции звуковые излучатели работают в следующих частотных диапазонах:
- низком;
- среднем;
- высоком.
Разделение музыкальной композиции на три полосы звучания обеспечивает особый акустический эффект в салоне. Для комфортного прослушивания необходима установка динамиков не в одной плоскости, а в разных местах автомобиля. Подробнее о том, как настроить сцену, можно узнать .
В нашем каталоге представлены оригинальные акустические системы следующих брендов:
- Pride;
- Kicx;
- Pioneer;
- Hertz;
- Focal и др.
Как правило, они работают в суммарном диапазоне от 50 Гц до 20 кГц, но есть модели и с расширенной частотной характеристикой. Для них характерны компактные размеры, высокая чувствительность (90–92 дБ) и отменное качество звучания.
Чтобы заказать трехкомпонентную автоакустику, воспользуйтесь кнопкой «В корзину». Доставка по РФ, СНГ и странам мира осуществляется курьерскими службами и транспортными компаниями. Все грузы отправляются в жесткой упаковке и со страховкой во избежание порчи посылки при перевозке.
Участника теста:
35 000 - 78 000 Р *
Принято считать, что наиболее точный и сбалансированный звук создает не напольная, а полочная акустика. Мы часто даже называем полочные колонки «мониторами», имея в виду их почти студийную точность звучания. Однако трехполосная конфигурация, которая также весьма способствует повышению точности и разрешающей способности, используется в полочных моделях крайне редко. Лишь пять моделей удалось найти для нашего теста. Посмотрим, насколько они окажутся хороши.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В трехполосной акустике на каждый излучатель приходится более узкий диапазон частот, благодаря чему мы получаем более высокое разрешение и если не более глубокий, то по крайней мере более четкий и управляемый бас. Однако согласование трех полос требует сложных фильтров, что может привести к снижению динамики, фазовым искажениям и нарушению тонального баланса. Эти аспекты звука я предлагаю рассмотреть особенно внимательно, Качество и цена также будут учтены и получат соответствующие оценки.
78 000 Р *
57 900 Р *
56 700 Р *
35 000 Р *
40 320 Р *
Сводная таблица
Фирма |
Dali |
Polk Audio |
Quadral |
Wharfedale |
||
Частотный диапазон, Гц |
39—34 000 |
42—45 000 |
36—40 000 |
35—45 000 |
65—24 000 |
|
Чувствительность, дБ |
||||||
Мощность, Вт |
40—180 |
25—120 |
20—200 |
30—120 |
||
Импеданс, Ом |
||||||
Частота раздела кроссовера, Гц |
3400, 12 000 |
500, 2800 |
н.д., 2800 |
700, 2600 |
570, 2500 |
|
Диаметр ВЧ, мм |
||||||
Диаметр СЧ, мм |
||||||
Диаметр НЧ, мм |
||||||
Габариты, мм |
440x200x350 |
385x210x345 |
204x425x37 |
506x205x280 |
358x195x328 |
|
Масса, кг |
||||||
Чувствительность (1 Вт/1 м, 1 кГц), дБ |
||||||
Импеданс max/min, Ом |
5,64/21,62 |
20,43/3,74 |
41,34/3,39 |
16,39/3,41 |
14,29/3,84 |
|
Импеданс, среднее значение, Ом |
||||||
Средний КНИ (100—20 000 Гц, 94/88/82 дБ), %: |
0,19/0,24/0,39 |
0,16/0,20/0,28 |
0,19/0,18/0,21 |
0,17/0,17/0,22 |
0,50/0,60/0,68 |
|
Неравномерность АЧХ (100—20 000 Гц), +/-ДБ |
||||||
Неравномерность АЧХ (160—1300 Гц), +/-дБ |
||||||
Неравномерность АЧХ (1300—20 000 Гц), +/-ДБ |
||||||
Неравномерность АЧХ (300—5000 Гц), +/-дБ |
||||||
Нижняя граничная частота (-10 дБ), Гц |
Результаты
POLK AUDIO LSIM703 *****
Звук |
По сути своей трехполосная конструкция является самой оптимальной: распределив частоты по трем динамикам, можно заметно увеличить детальность, расширить частотный диапазон, обеспечить лучшую управляемость каждого излучателя и снизить уровень искажений. Однако при этом разработчику необходимо привести к общему знаменателю три совершенно разных по существу излучателя, задав тем самым правильную форму АЧХ и по возможности сохранив их чувствительность на приемлемом уровне.
Все представленные в тесте акустические системы продемонстрировали высокое для своей ценовой группы разрешение, очевидно лучшее, чем у большинства двухполосных моделей аналогичной стоимости, однако не все раскрыли потенциал трехполосной системы в полной мере.
С технической точки зрения
трехполосная конфигурация дает
разработчику гораздо больше
шансов создать ровную, тонально
сбалансированную и широкую АЧХ,
нежели двухполосная.
Из пяти исследуемых моделей лишь в одной были продемонстрированы сразу все преимущества использования трех полос. По этой причине я решил ограничиться одним призом симпатий, вручив его модели Polk Audio LSiM703. Эта акустика звучит наиболее ровно, достоверно и интересно. К тому же она обладает самым мощным басом, позволяющим обойтись без дополнительной НЧ-поддержки. Такой звук вполне подпадает под определение мониторного.
Еще одним потенциальным претендентом на приз симпатий была акустика Kef R300, способная весьма качественно воспроизводить СЧ/ВЧ-диапазон, однако не самый подходящий для данной модели НЧ-драйвер вынуждает использовать сабвуфер с высокой частотой среза, что значительно увеличивает сложность и стоимость системы.
Также стоит отметить неплохой потенциал, заложенный в модели Quadral Argentum 330, раскрыть который можно путем правильного выбора сабвуфера.
* УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА