Роман как литературный жанр. Литературный жанр как развивающаяся система по Ю.Н. Тынянову Музыка эпохи средневековья

Портретное искусство зародилось ещё в глубокой древности. Но путь к реалистическому портрету был очень долгим.

Портретом в изобразительном искусстве называют изображение какого-либо человека или группы людей. Через внешний облик человека на портрете показан и его внутренний мир.

О термине

Слово «портрет» (portrait) в европейской культуре первоначально означало «изобразительное воспроизведение» любого объекта, в том числе и животного. И только в XVII в. Андре Фелибьен, французский историк искусства и официальный придворный историк короля Людовика XIV, предложил употреблять термин «портрет» исключительно для «изображения (конкретного) человеческого существа».
Изображения лиц Иисуса Христа, Богоматери и святых не являются портретами – они написаны не с конкретного человека, это лишь обобщающие образы. Исключение составляют портреты святых Нового времени, созданные при их жизни.

История становления портретного жанра

Первые образцы портрета относятся к древнеегипетской скульптуре. Но о скульптуре мы будем говорить в отдельной статье.

Средневековый портрет в основном был лишён персонализации, хотя фрескам и мозаикам византийских, русских и других церквей присущи ясная физиономическая определённость и духовность: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей.
Начиная с X-XII вв. портрет в Западной Европе начинает развиваться интенсивнее: сохраняется в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре. Его моделями являются в основном знатные лица – правители и члены их семей, свита.
Постепенно портрет начинает проникать и в станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого периода – «Портрет Иоанна Доброго», второго короля Франции.

Неизвестный художник. «Портрет Иоанна Доброго» (около 1349 г.)
Что касается портретного жанра на Востоке, то там ситуация была более благоприятной: сохранившиеся портреты относятся к 1000 н.э., а средневековый китайский портрет вообще отличается большой конкретностью.

Неизвестный художник. «Портрет буддистского монаха Учжунь Шифаня» (1238 г.)
Этот портрет поражает не только умением изображать индивидуальные черты внешности персонажа, но и способностью передачи внутреннего мира человека, его интеллекта.
Древняя перуанская культура индейцев мочика (I-VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты.

Развитие жанра

Особого расцвета жанр портрета достиг в эпоху Возрождения. Это и понятно: ведь изменилась идеология эпохи – человек стал личностью и мерой всех вещей, поэтому его изображению придавалось особое значение. Хотя первые портреты ещё повторяли изображения античных монет и медалей (изображения в профиль).

Пьеро делла Франческа «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» (1465-1466)
В эпоху раннего Возрождения произошёл «выход из профиля в фас», что указывало на становление жанра европейского портрета. К тому же в это время возникла техника масляной живописи – портрет становится более тонким и психологичным.
В портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) жанр получил ещё большее развитие. В портретных образах очевидно выражен интеллект, человеческое достоинство, чувство свободы, духовная гармония.
Самый известный портрет в мире, относящийся к этому периоду, – «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503-1519). Лувр (Париж)
Известные немецкие портретисты этого периода – А. Дюрер и Ганс Гольбейн Мл.

Альбрехт Дюрер «Автопортрет» (1500)
В эпоху маньеризма (XVI в.) возникают формы группового и исторического портрета. Известным портретистом того времени был испанский художник греческого происхождения Эль Греко.

Эль Греко «Апостолы Пётр и Павел» (1592). Государственный Эрмитаж (Петербург)
В XVII в. высшие достижения в портретной живописи принадлежат Нидерландам. Мировосприятие портрета того времени наполнено уж другим, по сравнению с эпохой Возрождения, содержанием: взгляд на действительность больше не был гармоничным, внутренний мир человека усложнялся. Происходит демократизация портрета – это особенно заметно в Голландии. На полотнах появляются люди самых различных социальных слоёв общества и возрастных групп.

Рембрандт «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)
Увеличивается количество заказных портретов. Художники (Диего Веласкес, Хальс) начинают создавать портреты-типы людей из народа. Разрабатывается форма автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). Создаются парадные портреты, а также портреты семейные.

Рембрандт «Саския в красной шляпе» (1633-1634)
Величайшими фламандскими портретистами были Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк, голландскими – Рембрандт, Франц Хальс. Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов всей истории жанра. В портретах Веласкеса явно ощущаются артистизм и психологическая завершённость.

Д. Веласкес «Автопортрет» (1656)
В начале XVIII в. портрет как жанр деградирует. Особенно это касается реалистического портрета. Почему это произошло?
Всё чаще портреты стали писаться по заказу. А кто заказчики? Конечно же, не беднота. Аристократы и буржуа требовали от художника одного: лести. Поэтому портреты этого времени обычно приторны, безжизненны, театральны. Парадные портреты сильных мира сего становятся эталоном портретного жанра – вот отсюда его упадок.

Г. Риго «Портрет Людовика XIV» (1701)
Но упадок жанра не означал его полного уничтожения. Эпоха Просвещения способствовала возвращению реалистического и психологического портрета. Поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, портреты Фрагонара, английского художника У. Хогарта открывают новую страницу портретного жанра. В Испании в этом жанре начинает работать Гойя. В России появились живописцы мирового уровня – Д. Левицкий и В. Боровиковский .
Широкое распространение получает портретная миниатюра.

Д. Евреинов «Портрет графа А. С. Строганова». Эмаль. 8,2 × 7 см, овал. 1806. Государственный Эрмитаж (Петербург)
Классицизм , господствовавший в XIX в., сделал портрет более строгим, потерявшим пышность и слащавость XVIII в.
Наиболее заметным явлением в этом жанре был художник Жак Луи Давид.

Ж. Л. Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800)
Эпоха романтизма привнесла в портрет критическую линию. Выдающимся мастером этого периода считается испанец Гойя, создавший групповой «Портрет семьи Карла IV». Эта работа была заказана как парадный портрет, но в итоге отразила безобразие правящей династии.

Ф. Гойя «Портрет семьи Карла IV»
Техника письма этого портрета великолепна, но Гойя принципиально отказался от всего того, что было создано в парадном групповом портрете до него. Он поставил представителей королевской семьи в ряд, и центром стали фигуры тучного короля Карлоса и его некрасивой жены Марии-Луизы.
Дана точная психологическая характеристика каждому персонажу. Изображения достоверны, написаны на грани гротеска и карикатуры. Это правдивый портрет королевских персон. Французский романист Теофил Готье так сказал о главных персонажах этого портрета: они напоминают «булочника с женой, которые получили крупный выигрыш в лотерею».
В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить королеву Марию-Луизу. И только дети на картине Гойи прекрасны – симпатия Гойи к детям была неизменной.
Громко заявили о себе русские портретисты Орест Кипренский , Карл Брюллов , Василий Тропинин. О них – отдельная статья.
Из мастеров этого периода известен Ж.О.Д. Энгр. С именем француза Оноре Домье связано возникновение первых значительных образцов сатирического портрета в графике и скульптуре.
С середины XIX в. появляется портрет реализма. Для него характерен интерес к социальной характеристике изображаемого, психологическая характеристика. В России передвижники открыли новые возможности в живописи, в частности, в портретной.

Иван Крамской «Портрет художника И.И. Шишкина» (1873)
К этому времени относится рождением фотографии, фотопортрет становится серьёзным конкурентом живописному портрету, но в то же время побуждает его к поискам новых форм, недоступных фотоискусству.
Импрессионисты внесли новую концепцию в портретный жанр: отказ от максимального правдоподобия (его они оставляли фотопортрету), но сосредоточенность на изменчивости облика человека и его поведении в изменчивой среде.

К. Коровин «Портрет Шаляпина» (1911)
Поль Сезанн стремился в портрете выразить какие-то устойчивые свойства модели, а Винсент ван Гог через портрет пытался отразить проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.
В конце XIX-начале XX вв. в искусстве главенствовал стиль модерн , портрет того времени становится лаконичным и часто гротескным (у Тулуз-Лотрека, Эдварда Мунка и др.).

Тулуз-Лотрек «Жанна Авриль» (1893)
В XX в. портрет снова переживает упадок. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его качеств. Они намеренно уходят от реального облика модели и сводят её изображение к условности. Считается, что точность изображает фотография, а художник должен показать неповторимость и уникальность изображаемого персонажа. Ну, примерно вот так.

Хуан Грис «Портрет Пикассо» (1912)
Среди портретистов XX в., работающих в реалистическом портретном жанре, можно назвать американских художников Роберта Генри и Джорджа Беллоуза, Ренато Гуттузо (Италия), Ганса Эрни (Швейцария), Диего Ривера и Сикейроса (Мексика) и др. Но интерес к портрету в 1940-1950-х гг. в целом падает, но повышается интерес к абстрактному и нефигуративному искусству.

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Производный от итальянского слова «istoria» («описательный»), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания. Сюжеты полотен основываются на реальных событиях, мифологии, библейских текстах.

Первоначально в изобразительном искусстве доминировали религиозные сюжеты – во время оформления этого направления живописи в эпоху Возрождения наиболее популярными были евангельские и библейские тематики. Картины Сурикова, Репина, Жерико, Рембрандта и других художников отображают события, важные для развития человечества, культуры и общественного сознания.

Основные сюжеты

Религиозные

Любые картины с религиозными сюжетами, независимо от принадлежности к определенной религии (христианской, исламской, индуистской, буддистской, иудейской или племенной религии). Христианские сюжеты охватывают период от начала нашей эры до современности, выделяют искусство Реформации и Контрреформации и другие подвиды.

Мифологические

Картины, иллюстрирующие мифическую историю, легенды. Популярные темы: греческие божества, мифы о сотворении мира, римская мифология и пантеон богов.

Аллегорические

Картины со скрытым смыслом. На полотне один объект или персонаж символизирует другой.

Литературные

Исторические

Полотна, иллюстрирующие реальные исторические события с высоким уровнем точности и достоверности. Особое внимание уделяется деталям. Ярким представителем направления является российский живописец Василий Суриков.

История развития

В своем трактате «О живописи» итальянский художник эпохи Возрождения Альберти идентифицирует исторический жанр с представлением святых и других библейских фигур для демонстрации моральной борьбы, исторических событий, связанных с развитием религии.

Эпоха Возрождения

По традиции эпохи Возрождения, историческая живопись направлена ​​на поднятие морального уровня общества, идеально подходит для оформления общественных помещений, церквей, городских залов или дворцов.

Почти все художественные события в итальянском доренессансном и ренессансном искусстве можно интерпретировать как предпосылки к развитию направления «историческая живопись»:


В эпоху Возрождения зародились главные особенности направления «историческая живопись» — большое внимание к деталям, монументальность, масштабность, использование религиозной тематики, как основной в работе художников.

Ренессанс

Исторический жанр времен Ренессанса представлен такими работами:


Из художников эпохи барокко, Питер Пауль Рубенс ярко представляет исторический жанр. Основные сюжеты – мифологические. Итальянский художник Караваджо известен реалистичными религиозными картинам. Веласкес и Рембрандт – авторы полотен на религиозные, мифологические темы.

Барокко

В эпоху Барокко исторический жанр представлен работами:


В 18 веке

Исторический жанр 18 века характеризуется особенностями, не свойственными предыдущим эпохам. Этот период стал переломным в развитии живописи. Художники стремились отойти от академизма, искали новые темы для полотен, выбирали в качестве тематики для создания картин незначительные события. На развитие направления повлияли догмы классицизма и барокко.

Примеры работ 18 века:


Снижение значимости направления заметно в 19 веке. Художники стремились к драматизации искусства, а не вознесению моральных норм. На развитие направления больше всего влияли романтический и классический стили. Тематики картин стали более узкими – мастера отходили от превознесения масштабных событий и религиозных сюжетов.

Французский художник Эжен Делакруа был самым энергичным из романтических живописцев – полотна ярко демонстрирую романтизм в живописи. Популярны работы Эрнеста Месонье, выполненные в строгом академическом стиле. Адольф Менцель стал известен изображением сцен из суда Фридриха Великого.

В 19 веке

Художественные академии 19 века стремились вернуть историческому изобразительному искусству высокий статус и значимость в укреплении моральных норм.

Великий художник 19 века во Франции – академический преподаватель Густав Моро, известный работами на мифологическую тематику. В Англии Джордж Фредерик Уотс был лучшим из викторианских живописцев – яркий представитель аллегорического типа исторического изобразительного искусства. В Америке направление поддержал немецко-американский живописец Эмануэлем Готлибом Лойце.

Примеры картин 19 века:


В 20 веке

20 век принес перемены: революции, войны, кризисы сломали систему ценностей. Новациями отмечено изобразительное искусство – появились абстрактные стили живописи, авангардное направление. В 20 веке направлению перестали приписывать особую моральную и культурную значимость. Исторический жанр стал ресурсом, используемым художниками для демонстрации серьезности своих работ. Новые тематики – кельтская, скандинавская мифология, идеологическая, пропагандистская, идеологическая живопись.

Работы 20 века:


В России

Русская историческая живопись известна работами Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова. Направление развивалось в 18 – 19 веках художниками-реалистами объединения передвижников. Наиболее популярны мифологические и исторические сюжеты. Формирование направления связано с формированием просветительских идей, пропагандировала которые Академия художеств. Суриков и другие российские живописцы работали в стилях реализм и классицизм.

Большинство картин Сурикова, Угрюмова, Иванова, Лосенко – масштабные, детализированные, выполненные по всем традициям академического искусства.

Представителем российского изобразительного искусства является Василий Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы». Особенности работ: монументальность, значительное количество персонажей на полотне, динамичность, использование природных, темных тонов. Картины Сурикова – наиболее репрезентативный пример исторической живописи России.

Значение жанра

Исторический жанр конца 20 – начала 21 века развивается в картинах художников – представителей современного искусства. Изобразительное искусство тяготеет к абстракционизму, тематически – к актуальным проблемам человечества. Направление дает возможность живописцам выразить мнение по поводу событий в мире, перемен в политике, экономике, культуре.

 Aelbert Cuyp, 1652

История жанра как вида изобразительного искусства уходит своими корнями в далекое прошлое. В настенной живописи древних египтян встречаются сцены охоты, пиршеств, земледельческих работ, словом всего того, что отображает реалии повседневной жизни людей в те далекие времена. В красочных иллюстрациях к средневековым религиозным книгам, таким как «Книга часов» (Book of Hours), можно найти сцены из жизни простого люда…

Однако сам термин «жанровая живопись», или «жанровое искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый интерес к тому, что происходило за стенами художественных мастерских. Их привлекала простота изложения материала, отсутствие напыщенности и строгости, свобода творчества, и, таким образом, их картины приобретали повествовательный характер и заключали в себе некоторый философский смысл. Очень часто на полотнах появлялись вымышленные сюжеты, романтизированные художником, с сентиментальными нотками, именно поэтому такие картины имели большую популярность среди буржуазии и среднего класса.

И вот, когда жанровая живопись как вид изобразительного искусства всецело покорила сердца европейских художников, а случилось это примерно к середине XIX века, начинает появляться и жанровая фотография . Стоит отметить, что на ранней стадии развития фотография, в том числе и жанровая, откровенно подражает живописи. Дело доходило до того, что фотограф приглашал в свою студию моделей, одевал их в одежду, сшитую специально для той или иной задумки, оформлял антураж и полностью руководил процессом, отдавая распоряжения, где вставать и как двигаться.

Результатом всей работы были черно-белые репродукции, напоминавшие картины известных мастеров. Во многом такой подход определялся отсутствием технических возможностей. Ведь в то время фотографии делались на специальных влажных коллодиевых или серебряных пластинах, длина выдержки в среднем достигала 5–7 минут. Процесс был очень долгим и трудоемким, для этого и использовались натурщики, которые могли неподвижно оставаться на одном месте в течение долгого времени.

Однако технический прогресс семимильными шагами вел фотографию вперед. Благодаря эволюции фотоматериалов и камер отпала необходимость приглашать актеров и использовать декорации и костюмы. Теперь фотограф мог спокойно выйти на улицу, снимать случайных прохожих, участников народных гуляний и ярмарок, появляться в местах, пользующихся особой популярностью у высшего класса, представители которого благодаря своим манерам, богатой одежде и положению в обществе были «ценной добычей».

Возможности фотографа ограничивались лишь количеством пленки, полет фантазии же был безграничен. Снималось все, везде, всегда. Расходовались километры пленок, тонны проявителей и фиксажей, миллиарды листов фотобумаги. С одной стороны, такой расход позволял фотографу на сто кадров получать хотя бы один достойный внимания, но с другой - печаталась куча никому не нужного мусора, и качество материала снижалось день ото дня (конечно же, имеется в виду творческая сторона фотографии, а не качество самих отпечатков).

XX век ознаменовался целым рядом важных исторических событий - революций, войн, смены политических режимов… ничто не избежало объектива фотокамеры. В это время жанровая фотография тесно связана с репортажной съемкой . Штатные фотографы, получая задание и отправляясь в командировку снимать репортаж, попутно фиксировали все то, что происходит вокруг них. Зачастую именно такие «бытовые» снимки гораздо лучше подходят для репортажной серии, более полно и ярко характеризуют то или иное событие. Появляется новый термин - «фотоочерк», которым активно пользуются советские фотографы. Сейчас этот термин полностью вытеснила калька с английского слова Story, обозначающего у зарубежных фотографов то же самое. Современными российскими фотографами репортажная серия снимков, объединенных общей темой, называется фотоисторией или попросту «стори».

По сей день жанровая фотография пользуется большой популярностью. Мастерство фотографа определяется умением выявлять и отражать в фотографии все то, что скрыто от глаз обывателя, сочетая в кадре удачный ракурс, эмоциональную окраску и полноту сюжета. А ход истории и технический прогресс открывают новые горизонты для развития творческого потенциала и реализации самых разных идей.

«Генеральная идея этого учёного - непрерывность эволюционного развития литературы, обусловленная необходимыми, лежащими в самой природе словесного искусства противоречиями - между материалом и формой, между поэзией и прозой, между смыслом и звучанием слова, наконец между литературными течениями и писательскими индивидуальностями. Эта идея нашла соответствие в самой стремительной судьбе Тынянова как учёного и писателя».

Новиков В., Плодотворность противоречий Введение в книгу: Тынянов Ю.Н., Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 5.

«Попробуем, например, дать определение понятия поэма, т.е. понятия жанра. Все попытки единого статического определения не удаются. Стоит только взглянуть на русскую литературу, чтобы в этом убедиться. Вся революционная суть пушкинской «поэмы» «Руслан и Людмила» была в том, что это была «не-поэма» (то же и с «Кавказским пленником»); претендентом на место героической «поэмы» оказывалась легкая «сказка» XVIII века, однако за эту свою лёгкость не извиняющаяся; критика почувствовала, что это какой-то выпад из системы. На самом деле это было смещение системы. То же было по отношению к отдельным элементам поэмы: «герой» - «характер» в «Кавказском пленнике» был намеренно создан Пушкиным «для критиков», сюжет был - «tour de force». И опять критика воспринимала это как выпад из системы, как ошибку, и опять это было смещением системы. Пушкин изменял значение героя, а его воспринимали на фоне высокого героя и говорили о «снижении». «О «Цыганах» одна дама заметила, что во всей поэме один только честный человек, и то медведь.

Покойный Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и ещё собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание. (Рылеев просил меня сделать из Алеко хоть кузнеца, что было бы не в пример благороднее.) Всего бы лучше сделать из него чиновника 8-го класса или помещика, а не цыгана. В таком случае, правда, не было бы и всей поэмы: ma tanto meglio».

Не планомерная эволюция, а скачок, не развитие, а смещение. Жанр неузнаваем, и всё же в нём сохранилось нечто достаточное для того, чтобы и эта «не-поэма» была поэмой. И это достаточное - не в «основных», не в «крупных» отличительных чертах жанра, а во второстепенных, в тех, которые как бы сами собою подразумеваются и как будто жанра вовсе не характеризуют.

Отличительной чертой, которая нужна для сохранения жанра, будет в данном случае величина. Понятие «величины» есть вначале понятие энергетическое: мы склонны называть «большою формою» ту, на конструирование которой затрачиваем больше энергии. «Большая форма», поэма может быть дана на малом количестве стихов (ср. «Кавказский пленник» Пушкина). Пространственно «большая форма» бывает результатом энергетической. Но и она в некоторые исторические периоды определяет законы конструкции. Роман отличен от новеллы тем, что он - большая форма. «Поэма» от просто «стихотворения» - тем же. Расчёт на большую форму не тот, что на малую, каждая деталь, каждый стилистический прием в зависимости от величины конструкции имеет разную функцию, обладает разной силой, на него ложится разная нагрузка. Раз сохранён этот принцип конструкции, сохраняется в данном случае ощущение жанра; но при сохранении этого принципа конструкция может смещаться с безграничной широтой; высокая поэма может подмениться легкой сказкой, высокий герой (у Пушкина пародическое «сенатор», «литератор») - прозаическим героем, фабула отодвинута и т.д.

Но тогда становится ясным, что давать статическое определение жанра, которое покрывало бы все явления жанра, невозможно: жанр смещается; перед нами ломаная линия, а не прямая линия его эволюции - и совершается эта эволюция как раз за счёт «основных» черт жанра: эпоса как повествования, лирики как эмоционального искусства и т.д. Достаточным и необходимым условием для единства жанра от эпохи к эпохе являются черты «второстепенные», подобно величине конструкции.

Но и самый жанр - не постоянная, не неподвижная система; интересно, как колеблется понятие жанра в таких случаях, когда перед нами отрывок, фрагмент. Отрывок поэмы может ощущаться как отрывок поэмы, стало быть, как поэма; но он может ощущаться и как отрывок, т.е. фрагмент может быть осознан как жанр. Это ощущение жанра не зависит от произвола воспринимающего, а от преобладания или вообще наличия того или иного жанра: в XVIII веке отрывок будет фрагментом, во время Пушкина - поэмой. Интересно, что в зависимости от определения жанра находятся функции всех стилистических средств и приёмов: в поэме они будут иными, нежели в отрывке.

Жанр как система может, таким образом, колебаться. Он возникает (из выпадов и зачатков в других системах) и спадает, обращаясь в рудименты других систем. Жанровая функция того или другого приёма не есть нечто неподвижное. Представить себе жанр статической системой невозможно уже потому, что самое-то сознание жанра возникает в результате столкновения с традиционным жанром (т.е. ощущения смены - хотя бы частичной - традиционного жанра «новым», заступающим его место). Всё дело здесь в том, что новое явление сменяет старое, занимает его место и, не являясь «развитием» старого, является в то же время его заместителем. Когда этого «замещения» нет, жанр как таковой исчезает, распадается.

То же и по отношению к «литературе». Все твёрдые статические определения её сметаются фактом эволюции. Определения литературы, оперирующие с её «основными» чертами, наталкиваются на живой литературный факт. Тогда как твердое определение литературы делается все труднее, любой современник укажет вам пальцем, что такое литературный факт. Он скажет, что то-то к литературе не относится, является фактом быта или личной жизни поэта, а то-то, напротив, является именно литературным фактом. Стареющий современник, переживший одну-две, а то и больше литературные революции, заметит, что в его время такое-то явление не было литературным фактом, а теперь стало, и наоборот. Журналы, альманахи существовали и до нашего времени, но только в наше время они сознаются своеобразным «литературным произведением», «литературным фактом». Заумь была всегда - была в языке детей, сектантов и т.д., но только в наше время она стала литературным фактом и т.д. И наоборот, то, что сегодня литературный факт, то назавтра становится простым фактом быта, исчезает из литературы. Шарады, логогрифы - для нас детская игра, а в эпоху Карамзина , с её выдвиганием словесных мелочей и игры приёмов, она была литературным жанром. И текучими здесь оказываются не только границы литературы, её «периферия», её пограничные области - нет, дело идёт о самом «центре»: не то что в центре литературы движется и эволюционирует одна исконная, преемственная струя, а только по бокам наплывают новые явления, - нет, эти самые новые явления занимают именно самый центр, а центр съезжает в периферию.

В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из её задворков и низин вплывает в центр новое явление (это и есть явление «канонизации младших жанров», о котором говорит Виктор Шкловский ). Так стал бульварным авантюрный роман, так становится сейчас бульварною психологическая повесть. То же и со сменою литературных течений: в 30-40-х годах «пушкинский стих» (т.е. не стих Пушкина, а его ходовые элементы) идёт к эпигонам, на страницах литературных журналов доходит до необычайной скудости, вульгаризируется (бар. Розен, В. Щастный, А.А. Крылов и др.), становится в буквальном смысле слова бульварным стихом эпохи, а в центр попадают явления иных исторических традиций и пластов.

Строя «твёрдое» «онтологическое» определение литературы как «сущности», историки литературы должны были и явления исторической смены рассматривать как явления мирной преемственности, мирного и планомерного развёртывания этой «сущности». Получалась стройная картина: Ломоносов роди Державина , Державин роди Жуковского , Жуковский роди Пушкина , Пушкин роди Лермонтова ».

Тынянов Ю.Н., Литературный факт / Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 167-171.