Конкуренция, монополии и антимонопольная деятельность государства. Конкуренция в условиях монополии Конкуренция приводит к монополии

Совершенная и несовершенная конкуренция

Монополизм и конкуренция в экономической теории являются антиподами.

Определение 1

Конкуренция производителей определяется в качестве противоборства производителей продукции за право получения максимума прибыли от реализации товара, которое осуществляется чаще всего путем увеличения доли отдельного производителя на сбытовом рынке.

Замечание 1

Для успешной конкурентной борьбы определенной компании необходимо производить высококачественный товар, а также постоянно увеличивать его технический уровень. Компания, работающая в условиях конкуренции, способна наращивать прибыль путем широкого освоения ранее не производимых передовых товаров, включая существенно модернизированную продукцию.

В соответствии с количеством и «удельным весом» на рынке производителей и от их возможности влиять на цену продукции можно классифицировать конкуренцию на несколько видов:

  • Совершенная конкуренция.
  • Несовершенная конкуренция.

О совершенной конкуренции говорят в случае, когда ни один из множества продавцов не может существенно влиять на цену товара. В условиях совершенной конкуренции производители оказываются в состоянии самостоятельно определить объем выпуска продукции, при этом учитывая сложившуюся рыночную цену и величину своих издержек.

Замечание 2

В чистом виде в реальной жизни совершенная конкуренция практически отсутствует. Чаще всего можно встретить несовершенную конкуренцию, которая имеет много разновидностей.

Несовершенная конкуренция появляется, когда на рынке определенного товара действует ограниченное число производителей (продавцов), которые способны в какой-либо мере определить два основных параметра:

  • объем продаж,
  • цена продукции.

Несовершенная конкуренция подразделяется на три вида:

  1. Олигополия.
  2. Натуральная (чистая) монополия.
  3. Дифференциация продукта.

Взаимодействие монополии и конкуренции

Отношение конкуренции и монополии - одна из актуальных проблем современной экономики. Тенденция монополизации имеет множество предпосылок, важнейшей из которых является структура экономики нашей страны, образовавшаяся во второй половине 20 века.

Следствием образования данной структуры стал стремительный переход к рыночным отношениям, которые показали несовершенство антимонопольного законодательства. Практика показала, что государственная антимонопольная политика должна формироваться несколько десятилетий, нуждаясь в непрерывном совершенствовании по причине изменчивости экономической среды.

В соответствии с теорией рынка конкуренция и монополия - различные типы рыночных структур. Их разновидностями являются:

  • Олигополия.
  • Чистая конкуренция.
  • Чистая монополия.
  • Монополистическая конкуренция.

Основой классификации являются следующие признаки:

  • Число предприятий в отрасли.
  • Входные барьеры.
  • Тип продукта и др.

Особенностью конкуренции является то, что она может привести к монополии, при этом между ними проявляются определенные противоречия. Цель появления монополистических структур – ослабление и уничтожение конкуренции. При этом монополии не уничтожают конкуренцию, а. напротив, ведут к ее усилению, изменяя ее виды и формы проявления.

В рыночных условиях появление и господство монополий в производственной сфере ведет к следующим фактам:

  1. Изменение характера конкурентной борьбы, при которой конкуренция становится монополистической;
  2. Мировой характер конкуренции, выход предприятий на международные рынки и приобретение конкуренцией интернационального характера;
  3. При функционировании рыночной смешанной экономики может проявляться конкуренция между монополиями, внутри них, а также между монополиями и компаниями-аутсайдерами.

1.3 Монополия и конкуренция

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. “конкурро” - сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства. Конкуренция – это война “против всех”.

На Западе различают совершенную конкуренцию (при которой никто из соперников не в состоянии влиять на рыночную цену). Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену, но должна соглашаться с ценой, принимать ее как заданный параметр.

Несовершенная конкуренция (когда лишь несколько крупных фирм – обычно четыре в основном производят определенный товар). Монополии имеют большее влияние на рыночную цену, чем все конкуренты.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве рынков большая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения.

Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

В развиты капиталистических странах и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями, производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является соперничество монополий с немонополизированными предприятиями (которые получили название “аутсайдеры”). Аутсайдеры не могут на равных бороться с крупными объединениями за более выгодные условия изготовления и реализации товаров.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

Внутриотраслевое противоборство развертывается и между немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких собственников.

Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной (или совершенной) конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции сравнительно невелик. Поэтому соперничество здесь оказывает ограниченное влияние на совершенствование производства продукции.

Между крупными объединениями ведется межотраслевая конкуренция, в результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в более прибыльные. Крупный капитал стремится укрепить свое положение в экономике путем захвата позиций в других подразделениях хозяйства. В результате усиливается межотраслевая конкуренция и подрывает позиции монополий старожилов, а установленные ими высокие цены несколько снижаются.

Конкуренция между монополиями порождает обостренные формы противоборства. Так монополистические объединения могут лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д. Нередко применяются и недозволенные приемы (вплоть до применения динамита, физической расправы, с помощью гангстеров). Все больше используются внерыночные формы борьбы: переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за правительственные заказы, промышленный шпионаж и многое другое.

В современное время широко распространена неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. В странах Запада государство вмешивается в хозяйственную деятельность монополий. Оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению антимонопольного законодательства.

В результате в экономике преобладают олигополии (греч. олигос- немногий, полео – продаю), т.е. основная масса товаров сосредоточена у нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта – “Дженерал моторс”, “Форд” и “Крайслер” производят свыше 90% всей продукции.

Таблица 1.3.1 - Конкуренция и монополия

Таким образом, монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Это подтверждается тем, что существуют два типа рынка: совершенная и несовершенная конкуренция. Третьим типом несовершенной конкуренции и, как показано в таблице 1.3.1, противоположным первому является монополия.

2.Государственное вмешательство в деятельность монополии


Когда же предприниматели заключают между собой гласное (или негласное) соглашение о разделе рынка или уровня цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этих случаях становятся искусственно высокими, и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Важно и то, что устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. Антимонопольное регулирование включает в себя: административный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

Административный контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выявить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Бывают случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию. Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это - снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот - поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого может конкурировать с товарами монополий, и.т.д. Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Его цель - регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияния компаний на “горизонтальной” и “вертикальной” основе. Идеальной с точки зрения экономиста, была бы антимонопольная политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной. Существующие антимонопольные законы подобно всем другим готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями. С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействующие влиянию монополий или уравновешивающие их.

3 . 2 . Особенности конкуренции и монополии в других странах

Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.

Важнейшая черта олигополистического рынка взаимодействие конкурентных и монопольных сил. Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права. Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое поле судебного усмотрения.

Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 г. Принято новое французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. В новом законодательстве Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.

Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания,Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США). Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Заключение.

Мы рассмотрели такую обширную тему как “Конкуренция и монополия”. Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии.

На мой взгляд, полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.

Мы выяснили, что для того чтобы рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. На несовершенно конкурентных рынках в противоположность совершенно конкурентным продавцы могут повышать цену на свои продукты, ограничивая свой выпуск. Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других. Общество, признавая, что монополия нарушает процесс ценообразования, относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим причинам, может объявить монополию “общественно полезным предприятием” и установить контроль над ее ценами. Другими важными типами несовершенно конкурентных рынков являются монополистическая конкуренция (множество продавцов, легкость вхождения и дифференциация продукции) и олигополия (мало продавцов, возможна дифференциация продукции и существуют барьеры для вхождения). При несовершенно конкуренции фирма обладает известным контролем. Три основных дефекта рынка дают экономическое оправдание государственного регулирования: монопольная власть, внешние факторы и несовершенная информация. Государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляется правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С помощью государственного регулирования экономики и различных антимонопольных мероприятий официального и неофициального характера можно достигнуть того, чего не могут обеспечить автоматически действующие в условиях свободной конкуренции факторы, противодействуюцще влиянию монополий или уравновешивающие его.

Список литературы.

1. Экономика: учебник /под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005

2. Экономическая теория: Учебник /Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2002

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. Власовой М.: “Финансы и статистика”, 1994 г.

4. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.

6. Жолан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика.; Под общ. ред, Б, Лисовика и В, Лукашевича, 1997 г. стр, 159 - 211.

7. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994

8. Ю.А. Львов., Основы экономики и организации бизнеса., Санкт - Петербург, “Формика” 1992 г, стр Л 34 - 207

9. Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

10. Портер М. Международная конкуренция. М.,1994

11. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента, Книга финансового менеджера, Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

12. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

13. Курс экономической теории. Учебное пособие, под ред. Сидорович А. В. М, Изд. “ДИС”, 1997 г.

14. Экономика, С. Фишер, Москва, “Дело”5 1993 г.

15. Курс экономической теории. Под общ. ред. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров 1994 г.

Конкуренция …………………………………………………………………11 Глава 2 Антимонопольное законодательство Российской...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику. Характеристика моделей рынков в зависимости от уровня конкуренции на них. Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией. Проблематика экономической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Признаки совершенной конкуренции. Модели рынка не совершенной конкуренции. Экономический вред монополии и ее виды. Принцип антимонопольного регулирования производственных рынков. Картели, cиндикаты, треcты и концерны. Баланс монополия – конкуренция.

    реферат , добавлен 02.02.2014

    Роль конкурентоспособности в механизме функционирования рынка. Отношение государства к монополии и конкуренции. Особенности механизма регулирования процессом конкуренции между предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарных рынках России.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Роль конкуренции в экономике как специального механизма регулирования рыночных процессов. Генезис монополии как рыночной структуры. Особенности российского антимонопольного законодательства и меры, принимаемые государством для развития конкурентных начал.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Рынок несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Дифференциация продукта на рынке. Характерные черты олигополии. Последствия несовершенной конкуренции для экономики страны. Сущность антимонопольного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Анализ моделей поведения в условиях совершенной конкуренции. Изучение экономической природы, причин возникновения, последствий и методов регулирования (административные, косвенные) монопольного рынка. Ознакомление с международным опытом демонополизации.

    лекция , добавлен 04.03.2010

    Виды монополистической деятельности. Формы недобросовестной конкуренции. Система антимонопольного регулирования экономики. Основные причины и виды рисков, их влияние на деятельность предприятия. Государственное регулирование естественных монополий.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2013

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничествомежду участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание -закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являютсянесимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл. 7.1, которая характеризует положение продавцов благ.

Таблица 7.1

Конкуренция и монополия

Из материалов табл. 7.1 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собойнормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Похарактеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

Пометодам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеетсямножество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничемне ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применит” свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция, естественно, соответствует периоду классического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях - редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного состязания фермеров.

В XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества - регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.

Основные признаки свободной конкуренции :

1. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него.

2. Полная информированность каждого участника конкуренции (о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т.п.).

3. Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок и других индивидуальных качеств товара. Наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное положение, а это уже не свободный рынок.

4. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.

Экономические последствия совершенной конкуренции:

1. Освоение передовой продукции, ранее не производимой.

2. Производство модернизированной продукции.

3. Производство продукции высокого качества.

4. Распределение производственных сил.

5. Расслоение общества.

6. Анархия, кризисы.