Андрей арсеньевич тарковский биография. Андрей тарковский - биография, информация, личная жизнь Андрей тарковский биография личная

Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986)

Андрей Арсеньевич Тарковский - советский режиссер. Фильмы: "Иваново детство" (1962), "Андрей Рублев" (1966/1971), "Солярис" (1973), "Зеркало" (1975), "Сталкер" (1980), "Ностальгия" (1983), "Жертвоприношение" (1986).

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (около города Юрьевца на Волге) Ивановской области. Его отец - известный поэт Арсений Александрович Тарковский. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный институт.

Андрей жил вместе с мамой, бабушкой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в дальнем Замоскворечье. "Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, - всем этим я обязан матери", - говорил Тарковский.

Во время войны семья эвакуировалась в Юрьевец. Мария Ивановна по льду ходила за реку, таскала картошку из дальних деревень. Но уже в 1943-м Тарковские вернулись в Москву.

Мария Ивановна работала корректором в Первой образцовой типографии. Каким-то образом ей удавалось выкраивать деньги на книги и альбомы, билеты в консерваторию - кроме обычной школы, Андрей занимался и в художественной школе и в музыкальной (по классу рояля). В школе Андрей держался свободно, с учителями разговаривал на равных. По гуманитарным предметам успевал на "отлично".

В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, но, не закончив курса, устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, затем работал геологом. "В свое время я пережил очень трудный момент, - вспоминал он. - В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом - она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет..."

Осенью 1954 года Тарковский поступил во ВГИК на режиссерское отделение (мастерская Михаила Ромма), а в 1960-м закончил обучение.

В студенческие годы Андрей влюбился в Ирму Рауш, эффектную блондинку. Отношения у них складывались непросто, для Тарковского мучительно. В 1957 году они поженились.

Истинным дебютом Тарковского стал фильм "Иваново детство" (1962). Его пригласили доснимать картину, которую завалил другой режиссер. Сценарий лауреата Сталинской премии Папавы по рассказу Богомолова Тарковский переписывал вместе с Михалковым-Кончаловским.

Герой этого фильма - мальчик. Война лишила его детства, матери, счастья и сделала мстителем. Он ходит в разведку. В фильме два лика Ивана: солнечный мальчик из снов и худой, черный, с полными тоски запавшими глазами, двенадцатилетний разведчик. Этот контраст потрясал. "Мальчик безумен, как безумна сама война", - написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе об "Ивановом детстве". Картина получила премию "Золотой лев" на кинофестивале в Венеции, была удостоена призов фестивалей в Акапулько, в Сан-Франциско...

У Тарковского много новых замыслов. Уже осенью вместе с Андреем Михалковым-Кончаловским он закончил первый вариант сценария "Страсти по Андрею" (фильм выйдет под названием "Андрей Рублев"). "Сценарий мы писали долго, упоенно, с полгода ушло только на изучение материала, - вспоминает Михалков-Кончаловский. - Читали книги по истории, по быту, по ремеслам Древней Руси, старались понять, какая тогда была жизнь, - все открывать приходилось с нуля".

В фильме Тарковского гениальный русский иконописец XV века Андрей Рублев (Солоницын) на фоне княжеских междоусобиц и монгольских набегов наблюдает жизнь, размышляет о судьбах России, о миссии художника, о предназначении искусства. Фильм снят преимущественно на натуре, и оператору В. Юсову удалось создать чарующий образ русский природы.

В середине 1966 года съемочная группа предъявила фильм "Страсти по Андрею" к сдаче. В Комитете по кинематографии Тарковского сначала поздравили с успехом, но уже через несколько дней поздравления были взяты назад: фильм не понравился кому-то из партийного руководства. После неоднократной переработки картины появилась ее новая версия под названием "Андрей Рублев". Но и в этом виде она не получила одобрения.

кадр из фильма "Андрей Рублёв"

В Каннах "Андрей Рублев" оказался по чистой случайности. "Совэкспортфильм" продал его вместе с шестью другими фильмами французскому бизнесмену Алексу Московичу, а тот привез картину на кинорынок в Канны. Там она была удостоена премии критики ФИПРЕССИ. Только в 1971 году фильм, сокрашенный на треть, был разрешен для выхода на экраны в Советском Союзе.

Тарковский начал работать над сценарием фильма о революционере Лазо. Причем прописал для себя роль белогвардейского офицера. Картину "Финал. Гибель Лазо" снимал в Кишиневе Александр Гордон, муж сестры Тарковского Марины.

"Я не понимаю Андрюшу, - говорил зав. отделом культуры ЦК КПСС Ермаш. - Зачем ему это нужно - играть белогвардейца, расстреливать коммунистов, стрелять в ребенка, убивать!" Председатель Госкино Романов был разгневан: "Да вы понимаете, в кого стреляет Тарковский? Он в коммунистов стреляет! Он в нас стреляет!" Пришлось Гордону вносить поправки в картину.

Конечно, это были нелегкие годы в жизни Тарковского. Сценарии писались, но долго ждали своего часа. Личная жизнь у Андрея была очень сложная. Брак с Ирмой Рауш дал трещину. Ходили слухи, что он живет с какой-то сотрудницей "Мосфильма". Потом выяснилось, что это работавшая помощником режиссера на "Андрее Рублеве" Лариса Егоркина. Он ушел из своей семьи, редко видел сына Арсения, скрывался от родных и от старых друзей. Он изменился, стал жестким, скрытным, недоверчивым до подозрительности.

Тарковский предлагал в разных инстанциях с десяток всевозможных заявок, среди них были экранизации классики - рассказы Гофмана, "Житие протопопа Аввакума"... На первом месте была экранизация "Бесов". Наконец, ему утвердили заявку на сценарий по научно-фантастическому роману С. Лема "Солярис".

Действие фильма происходит на космической научной станции, вблизи таинственной планеты Солярис, сознательная материя которого - Мыслящий Океан - способна воплощать в формах земной жизни мечты, мысли, воспоминания героев. Эта картина - размышление о психологии, памяти и нравственности человека. "Солярис" (1973) перекликается с прежними картинами Тарковского глубокими философскими обобщениями. В этом фильме собралась целая плеяда блестящих актеров - Д. Банионис, Ю. Ярвет, А. Солоницын, Н. Гринько, В. Дворжецкий, Н. Бондарчук.

кадр из фильма "Солярис"

В 1974 году Тарковский переехал на новую квартиру. Теперь он мог позволить себе иметь отдельный кабинет. Талант Андрея Арсеньевича был многогранным. Он писал стихи, прекрасно рисовал, разбирался в музыке. "Таким мы и представляли себе русского интеллектуала", - заметит видный итальянский историк Паоло Алатри.

Тарковский был верующим человеком, он постоянно читал и перечитывал Библию. "Для меня кино - занятие нравственное, а не профессиональное", - подчеркивал Тарковский.

Побывав в Париже, Тарковский узнал, что "Андрей Рублев" по опросу авторитетных кинокритиков вошел в десятку лучших фильмов мира. Но об этом в советской печати, в докладах и отчетах киноруководителей не было ни слова.

В 1974 году режиссер завершил фильм "Зеркало". Сценарий, который первоначально назывался "Белый, белый день", он писал вместе с Александром Мишариным. "В основе своей сценарий был автобиографическим, он строился на воспоминаниях Тарковского о детстве, семье, о некоторых обстоятельствах взрослой его жизни", - пишет прозаик Л. Лазарев.

Больше, чем какой-либо другой фильм, "Зеркало" можно назвать семейным фильмом Тарковских. Звучал за кадром голос отца, читавшего свои стихи в роли старой матери снялась мать Андрея, первую любовь мальчика играла падчерица Оля, дочь Ларисы Егоркиной. Сыграла и Лариса - в эпизоде труднейшем, в партнерстве с Маргаритой Тереховой (в "Зеркале" Тереховой принадлежат две роли - матери героя Марии и его жены Натальи). Наконец, сам Тарковский появлялся в кадре - правда, лица его не было видно, а только руки, изможденные руки умирающего на постели.

"Зеркало" тоже не сразу вышло на экраны, начальство не давало визы печатать копии, все раздумывало, каких потребовать купюр или пересъемок. А вот за рубежом картина сразу получила всеобщее признание.

Тарковскому не удалось снять фильм "Гамлет", но в 1976 году он поставил шекспировскую пьесу на сцене Театра им. Ленинского комсомола с А. Солоницыным в главной роли. Тарковский говорил, что в этой пьесе для него кроется огромная тайна. Он видел трагедию Гамлета "в падении нравственном и духовном, в необходимости, прежде чем совершить убийство, принять законы этого мира, действовать по его правилам, то есть отказаться от своих духовных притязаний и стать обыкновенным убийцей. Вот где смысл драмы! Трагедия!"

Тарковский начал работу над новым фильмом. Он обратил внимание на повесть Бориса и Аркадия Стругацких "Пикник на обочине". Постепенно произошло полное переосмысление первоначального замысла. Аркадий Стругацкий с восторгом говорил: "Мы написали восемнадцать вариантов сценария, потому что так требовал Андрей".

кадры из фильма "Сталкер"

Это рассказ о таинственной Зоне, оставленной на Земле пришельцами из космоса. Самые отважные проникают туда с помощью проводников - сталкеров. Пройдя сложный путь и добравшись до вожделенной комнаты, в которой исполняются все желания, герои "Сталкера" не решаются переступить ее порог. За время путешествия у них появилось достаточно оснований, чтобы усомниться в чистоте своих помыслов.

"Сталкер", вышедший на экраны в 1980 году, - последний фильм, снятый Тарковским в Советском Союзе. В том же году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. Он стал лауреатом итальянской премии "Давид Донателло" в номинации "За вклад в киноискусство". "Я сейчас себя чувствую настолько сильным, настолько творчески высоко, настолько велико мое желание работать, но где, где эта работа?" - писал режиссер в дневнике.

После "Сталкера" Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на "Мосфильме". Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры "Совэкспортфильма" с РАИ - итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма "Ностальгия" был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.

Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк "Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра - время путешествия".

Героем "Ностальгии" должен был стать русский крепостной композитор (прототип - Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский). "Я хотел рассказать о русской ностальгии, - отмечал Тарковский, - том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины".

Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. "Лишь в "Ностальгии" я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, - говорил он в интервью. - Раньше я не предполагал, что это возможно".

Италия выставила "Ностальгию" на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения "Ностальгии" главного приза.

Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.

Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.

Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств - тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку "Гофманианы", предлагать другие проекты.

Тарковский с радостью взялся за постановку оперы "Борис Годунов" в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.

Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма "Жертвоприношение" по собственному сценарию. В его основе - известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. "Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой", - написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз - рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.

Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.

Великий швед Ингмар Бергман писал: "Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение".

ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич 0932—1986) — русский кинорежиссер. Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984, г., не получив от советских официальных органов разрешения на продление его пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе.

Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем мало. Между тем, возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе. Режиссер еще успел снять фильм "Жертвоприношение", но это был его последний фильм.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

Нет, по-другому рассуждать он не стал.

— Дней за 10 дней до смерти, — вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли, — Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать, за несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею - он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. "Не бойся того, что я тебе скажу, — произнес Андрей, — сам я этого не боюсь". Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного.

"Я не боюсь смерти", — Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

— Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия, — говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская. — Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял, и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом "Жертвоприношения", у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за "Жертвоприношение" еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег - 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг, стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом "Жертвоприношения", а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ - чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике ("по совету неумного друга" — комментирует Марина Влади). К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге, он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни.

— Он верил в то, что он выздоровеет, — говорит Лариса Тарковская. — Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги он закончил за 9 дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий ("Я плыву", — говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону, я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду, в семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца - необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...

Сотни людей пришли во двор Свято-Александра-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно строгую "Сарабанду" Баха.

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа - Сент-Женевьев-де-Буа.

Андрей Тарковский – отметился в истории кинематографа своей яркой звездой. Он был как выдающимся режиссером, так и сценаристом. Он был мэтром, великим мастером кино. Его помнят и никогда не смогут забыть, сколько бы лет со дня его ухода не прошло.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 4 апреля 1932 – 29 декабря 1986. На момент смерти Тарковскому было всего лишь пятьдесят четыре года. Рост режиссера 1.71 сантиметр; вес 65 килограмм. Сложно найти того, кто бы ни слышал об Андрее, ведь его киноработы перевели на множество языков. Родился будущий мэтр в крохотном селе Завражье, Ивановской области.

Папа мальчика был знаменитым поэтом, в то время как мать трудилась в стенах самой обычной типографий. Отец покинул их, когда мальчик едва ли успел отметить свое трехлетие. С тех пор они с матерью жили в нужде, финансов не хватало. Позже в своих интервью Андрей будет говорить об этом период с нескрываемой досадой, ведь ему пришлось тяжело во всех смыслах этого слова. Но, он раз и навсегда осознал, что всему обязан своей матери.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского – обозначилась датой 4 апреля 1932 года, днем, когда в мир пришел будущий великий деятель киноиндустрии. В школьную пору мальчик любил играть на фортепиано, а став чуточку старше посещал занятия по рисованию. После двенадцати месяцев в Тайге, юноша решает связать свой жизненный путь с режиссурой. В 1954 году Андрей поступил во ВГИК. Дебютировал он с лентой «Иваново детство» в 1962 году.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Это был ошеломляющий успех, который позволил ему уже в 1964 году, трудится совместно с Кончаловским над фильмом «Страсти по Андрею», вышедшим в широкий прокат под названием «Андрей Рублев». После выхода ленты начался стремительный, звездный путь, его как сценариста. Фильмография запомнилась аудитории надолго, среди его шедевральных кинолент значатся следующие: «Сталкер», «Солярис», «Зеркало».

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского – не сказать, что тема простая и однозначная. Однако же, можно точно заявить, что одиозная. Он был женат дважды, а еще, будучи во втором браке имел связь с любовницей. Возможно, такая хаотичная личная жизнь и невозможность выстроить её правильно, брала свои истоки из детства режиссера. Какие-то детские обиды и неполная семья, где просто нельзя было получить наглядный пример гармоничных отношений между родителями, так сильно повлияли на дальнейшие взаимоотношения с его возлюбленными. Тем более, что мать Андрея Тарковского отыграла сильную роль в его становлении, как личности. По-сути именно мама взрастила в нем внутренний стержень, который помог ему выстоять на протяжении всей жизни.

Сыновья Андрея Тарковского Арсений, Андрей, Александр

Сыновья Андрея Тарковского Арсений, Андрей, Александр его любимые дети. Доподлинно известно, что от первого брака с женщиной по имени Ирма Рауш у него родился сынишка, назвали которого в честь отца Андрея — Арсением. Мальчик родился в 30 сентября 1962 года, на данный момент ему пятьдесят четыре года. Еще один сын сценариста – Андрей явился на свет в 1970 года 7 августа, сейчас ему ровно сорок семь лет.

Внебрачный сын Андрея, от норвежской танцовщицы Берит, третий по счету по имени – Александр был рожден уже после ухода режиссера – в 1986 году. Как видим, Андрей Тарковский оставил после своего ухода замечательное наследие, и это очень важно, ибо было бы так грустно осознавать, что нет тех, кто бы продолжил путь мэтра. Да и к тому же, всегда считалось, что именно мальчики являются продолжателями любого рода.

Жены Андрея Тарковского — Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая)

Ирма Рауш – первая супруга Андрея, с которой он сочетался брачными узами в 1957 году и прожил вместе до 1970 года. В их совместном браке родился сын Арсений. Возможно, пара была бы вместе и дольше, если бы их распаду не способствовал роман Андрея с молоденькой девушкой – Ларисой Кизиловой. В то время они как раз трудились над киноработой «Андрей Рублев». Лариса Кизилова – стала второй официальной супругой режиссера. Их брак продлился с 1970 года по 1986 год. Лариса всю их совместную жизнь величала мужа исключительно на «вы», а когда он ушел из жизни, то и она, не выдержав разлуки, ушла вслед за ним. Вторые брачные узы были разрушены так же, как и первые – романом на стороне, в этот раз, разлучницей стала норвежка Берит, от которой был рожден третий сын сценариста – Александр. Жены Андрея Тарковского Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая) сыграли не маленькую роль в его жизни.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому – перед своей смертью он как раз заканчивал очередной фильм, которому, к великому сожалению, суждено было стать лебединой песнью. Название ленты «Жертвоприношение», по задумке развитие событий происходило в Швеции. Фильм взял Гран-при на Каннском кинофестивале и иные награды, о которых режиссер так и не узнал. Тарковский умер от онкозаболевания, которое, диагностировали на спаде 1985 года. Он проходил долгую терапию в Париже, но она не принесла ожидаемых результатов. Режиссер скончался 29 декабря 1986 года. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. На памятнике написали следующие слова: «Человеку, который увидел ангела».

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – та страница, где запечатлена полностью вся информация о мэтре. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарковский_Андрей_Арсеньевич) будет навечно хранить запечатленный след в мире знаменитого сценариста. Вся глубинная информация, все его режиссерские работы, его полноценная биография: шаг за шагом повествующая о становлении его профессиональной деятельности, его росте, его победах. Жизнь Тарковского всегда была нелегкой и непростой, но несмотря на трудности и лишения, он прожил её достойно. Да, много работ так и остались неснятыми, тем не менее, те, что нашли воплощение на пленке, уж не забудутся никем и никогда. О нем будут помнить еще многие лета, это однозначно.

Известный советский сценарист и кинорежиссер появился на свет в апреле 1932 года в крошечном селе Костромской области. В это время мать Андрея гостила у своих родственников, где в положенное время и разрешилась от бремени. Отцом мальчика был видный деятель искусств – популярный сценарист Арсений Тарковский.

Мать, Мария Ивановна, принадлежала старинному дворянскому роду, и была очень образованной женщиной.

Спустя некоторое время после рождения первенца семейство Тарковских соединилось в Москве, где через два года у Андрея появилась сестренка Марина.

Детские годы и студенчество

Детство Андрея сложно назвать счастливым. Когда мальчику исполнилось три года, отец бросил семью ради другой женщины. Мария Ивановна вынуждена была в одиночку растить двух маленьких детей.

Позже Тарковский-младший вспоминал, что этот был один из самых тяжелых периодов – жизнь впроголодь усугублялась отчаянной тоской по отцу, которого так не хватало мальчику.

В военное лихолетье Тарковские вместе с другими москвичами находились в эвакуации. Марию Ивановну с детьми приютили ее родственники в небольшом городке Юрьевец.

После возвращения в Москву Андрей продолжил обучение в своей старой школе, но, несмотря на все старания матери, не отличался особым прилежанием. С семи лет Андрей обучался игре на фортепиано в музыкальной школе. А в подростковом возрасте начал брать уроки академического рисунка.

Получив школьный аттестат на руки, Андрей подал документы в институт востоковедения, где приступил к изучению арабской культуры . Однако он проучился лишь год: юноша быстро понял, что поспешил с выбором будущей профессии.

В 1953 году Андрей в составе геологический экспедиции отправился в один из отдаленных районов Красноярского края, где в течение года жил на берегу реки Курейке. Тяжелая физическая работа и окружение девственно чистой таежной природы оставили неизгладимый след в душе двадцатилетнего Андрея. Именно тогда он понял, что хочет стать кинорежиссером.

Сразу по возвращении домой Андрей отнес документы на факультет режиссуры во ВГИК. Его куратором был знаменитый Михаил Ильич Ромм – выдающийся кинорежиссер, обладатель многочисленных наград и премий. Опытный преподаватель быстро разглядел в юноше большой талант.

Андрею очень повезло не только с куратором: годы учебы и становления будущего режиссера пришлись на период глобального обновления в советском искусстве. Кинематограф стал активно развиваться, начали снимать гораздо больше фильмов.

Так называемая «хрущевская оттепель» благотворно повлияла на развитие искусства, в ранее закрытый Советский Союза хлынула волна западного кино, музыки, литературы. Все это очень повлияло на дальнейшее творчество Тарковского.

Его первой работой стала короткометражка «Убийцы», получившая высокую оценку Ромма. Во время учебы во ВГИКе Тарковский познакомился с , и эта дружба стала знаковой в судьбах двух талантливых людей.

В качестве дипломного проекта Тарковский снял фильм «Каток и скрипка», который был отмечен кинокритиками. В 1960 году Андрей стал дипломированным режиссером и с большим азартом приступил к работе.

Молодой режиссер задумал снять эпическую картину «Андрей Рублев», однако члены комиссии художественного совета СССР к задумке вчерашнего студента не отнеслись всерьез и категорически отказались дать ему «добро» на экранизацию картины на столь сложную тему.​

Режиссер отложил заветный сценарий «Андрея Рублева» и приступил к картине под названием «Иваново детство». Именно благодаря ему Тарковский стал популярным на весь Союз. Несмотря на острый дефицит бюджета и нехватку времени, Тарковскому удалось создать настоящий киношедевр, завоевавший более двадцати различных наград и премий во всем мире.

Интересные заметки:

После столь громкого успеха Тарковский вновь решил взять штурмом худсовет СССР, и в этот раз ему разрешили приступить к съемкам «Андрея Рублева». Эта историческая лента, посвященная жизни и творчеству русского монаха-иконописца, стала по-настоящему культовой в СССР.

К работе он привлек композитора Вячеслава Овчинникова и оператора Вадима Юсова , с которыми плотно сотрудничал в течение всей своей жизни. Картина собрала немало наград не только на родине режиссера, но и далеко за ее пределами.

После пятилетнего перерыва Тарковский вновь вернулся к работе. В этот раз свет увидела его философско-фантастическая картина «Солярис», снятая по одноименному роману Станислава Лема.

В 1974 году режиссер снял очень автобиографичную ленту – «Зеркало», в которой он поделился со зрителями своими сокровенными воспоминаниями и внутренними переживаниями.

Снятая в 1979 году картина «Сталкер» была высоко оценена на Каннском кинофестивале, где получила приз. Спустя год она вышла в прокат в СССР.

В 1980 году Тарковский стал Народным артистом РСФСР. Он отправился в Италию, чтобы начать работу над своей новой картиной «Ностальгия». Спустя три года проект был готов, и после показа на Каннском кинофестивале получил несколько призов и самые похвальные отзывы жюри.

Эмигрантский период

После окончания творческой командировки в Италии, Тарковский вместе с супругой не торопились покидать Рим. Он написал официальное письмо с просьбой предоставить ему и членам его семьи возможность остаться в Италии в течение ближайших трех лет, после чего обещал вернуться на родину.

Однако просьба режиссера не была удовлетворена, и в 1984 году он сделал официальное заявление о своем решении навсегда остаться на Западе, и таким образом стал невозвращенцем.

После переезда Тарковского на Запад, его фильмы оказались под запретом в СССР, а имя нельзя было упоминать в прессе. Тем временем Правительство Италии подарило режиссеру квартиру во Флоренции и присвоило ему звание почетного гражданина. Последней работой Тарковского стала картина «Жертвоприношение», снятая в 1985 году.

В конце уходящего 1985 года у выдающегося кинорежиссера врачи диагностировали страшное заболевание – рак легких. Узнав о смертельной болезни Тарковского, власти СССР дали разрешение его сыну вылететь в Италию к отцу. В этот же период был снят запрет с показов фильмов Тарковского – их снова начали демонстрировать в кинотеатрах страны.

Андрей Арсеньевич скончался 29 декабря 1986 года в Париже. Похоронен советский кинорежиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Бунуа.

Две супруги кинорежиссера

Со своей первой супругой Андрей Тарковский познакомился еще во время учебы во ВГИКе. Ирма Рауш – покорила сердце юного Андрея, и роман закрутился на удивление быстро. Так же быстро молодые сыграли свадьбу, и вскоре у них появился сын Арсений.

Ирма понимала своего супруга и всячески поддерживала, однако их брак распался в 1970 году. Причиной развода стало увлечение Тарковского – юная девушка по имени Лариса Кизилова, с которой режиссер познакомился во время съемок своей картины «Андрей Рублев».

В браке у них родился общий сын Андрей, Тарковский также удочерил дочь Ларисы – Ольгу. В течение всей жизни Лариса очень трепетно относилась к своему талантливому супругу и называла его на «вы». После смерти режиссера она умерла вслед за ним.

Фильмы Андрея Тарковского

Год Русское название Оригинальное название Кем выступил
1956 Убийцы Убийцы

режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)

1958 Сегодня увольнения не будет Сегодня увольнения не будет

режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник)

1960 Каток и скрипка Каток и скрипка

режиссёр, сценарист

1962 Иваново детство Иваново детство

режиссёр, сценарист (в титрах не указан)

1965 Мне двадцать лет («Застава Ильича») Застава Ильича

Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм "Жертвоприношение", но это был его последний фильм.

"Пугает ли меня смерть? - размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. - По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это - смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

Нет, по-другому рассуждать он не стал. - Дней за десять до смерти,-вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,- Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею - он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.

А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. "Не бойся того, что я тебе скажу,- произнес Андрей,- сам я этого не боюсь". Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции - у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. "Я не боюсь смерти",- Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.

Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,- говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом "Жертвоприношения", у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за "Жертвоприношение", еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег - 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.

После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом "Жертвоприношения", а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ - чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике ("по совету неумного друга" - комментирует Марина Влади).

К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. - Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.- Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги "Запечатленное время" он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий ("Я плыву",-говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца - необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...

29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую "Сарабанду" Баха .

А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа - Сент-Женевьев-де-Буа.